richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Categories:

Табу / Taboo, 1 сезон, 2017



Дело было в Англии начала XIX века. Время сложное, но интересное: только что победили Наполеона, но никак не могут победить американцев – и налицо классический stalemate. Как нельзя некстати, в Лондон прибывает некто Джеймс Дилейни, специальный человек с запахом могилы, невесть куда сгинувший дюжину лет назад –но вернувшийся как раз к похоронам отца.

Отец был средней руки коммерсантом, но к концу жизни совсем опустился и сошел с ума, но не забыл завещать первенцу права на островок Нутка, что близ Ванкувера, честно купленный у индейцев за бусы и порох. А островок оказывается страшно важным стратегически, обеспечивая чуть ли не полный контроль над тихоокеанской торговлей. И переход Нутки в частные руки сильно бьёт по интересам Британской Ост-Индской компании, мощнейшей корпорации, по сути государства в государстве, не боящейся бросить вызов даже и монарху – не говоря уже о заурядном джентри, не вовремя начавшем плести интриги.

Но так уж получается, что Джеймс прибыл в Англию достаточно обеспеченным и осведомленным человеком – и начал с бешеной скоростью восстанавливать старые и мутные знакомства с лондонскими подонками общества. И вот все эти «педерасты, наркоманы, фашисты, шпана», обретя сильного лидера, грамотно поставившего их на лыжи, обретают веру и духовную силу, позволяющую успешно противостоять самым богатым и безжалостным институциям Великой Британии. Но для полной победы придется миновать немало терний.

Сериал, как я понимаю, для тех, кто улавливает смысл словосочетания «моральный релятивизм» и немного разбирается в религиозных канонах манихейского учения. Абсолютно весь материальный мир состоит исключительно из грязи, порока, крови и предательства, а смерть почти всегда рассматривается как освобождения духа и уход в более светлую плоскость бытия. Сам антураж недовикторианской Англии буквально кричит об этом, но ещё красноречивее портреты главных героев. Вот мистер Дилейни – убийца-садист, настоящий психопат, кровосмеситель и вор, интриган и террорист: но при этом человек не без принципов, верный слову до конца, умеющий вовремя остановиться и не испытывающий на свой счёт никаких иллюзий; но самое главное – лелеющий в душе по-настоящему большую и светлую мечту, ради которой можно и поступиться обывательской моралью и законами, которые в то время мало отличались от уголовных «понятий».

В этой роли довольно интересен Том Харди, дефекты внешности которого удачно скрываются гримом и одеждой (дебильным цилиндром и каким-то невообразимым тулупом-пальто с овчинным воротником), а речь состоит преимущественно из междометий «угу», «мм?», «у-у…», «э?!», «хм!» и т.п., и т.д. Тут он зловещий настолько, что уже почти забавный – явный перебор со всеми этими травмами детства и отрочества, хромой судьбой-индейкой и вечным беспросветным одиночеством в толпе. Но он всё же по-своему харизматичен и даже почти симпатичен, особенно на фоне благонравных лордов и сэров, каждый из которых мразотнее в разы. Да и вообще, сериал совсем не по-английски эгалитарный: здесь, почти без исключений, чем ниже человек по статусу, тем менее он гнусен, тем больше вызывает сочувствия. А это ж хорошо.

Еще можно отметить, что весь тщательно генерируемый мрак (иногда на экране минутами ничего нельзя разглядеть) – «по делу», а это явление редкое в наши дни, когда затемнение используется примерно как перец в кулинарии – чтобы затушевать недостатки операторской и реквизиторской работы. С последними всё обстоит хорошо, и темнота в «Табу» - просто важный элемент стилистики, приблизительно как в ноктюрнах Уистлера.

Короче, впечатление осталось смешанное: сериал тяжелый, даже давящий, крайне жестокий и беспощадный к героям и зрителям, но всё же он необычен и неплох; плюс, впечатление во многом сильно меняет финал, весьма мастерский и убедительный. Так что кино адресовано явно не всем, но тем, кому оно адресовано – оно понравится. Логично, не правда ли.
Tags: кино Англии
Subscribe

  • Паттон / Patton, 1970

    Ознакомился тут с очередным давно затухшим отголоском внутренней идеологической борьбы в США. В разгар Вьетнамской войны, когда всякие хиппари и…

  • Буч Кэссиди и Сандэнс Кид / Butch Cassidy and the Sundance Kid, 1969

    На рубеже XIX-XX веков как-то подружились два налетчика с Дикого Запада: один, по кличке «Мясник Кэссиди», оптимистичный, добродушный и…

  • Рим / Rome, 1-2 сезоны, 2005-2007

    10 лет назад я посмотрел сериал "Рим" - и, как и все зрители, был им фасцинирован. А теперь пересмотрел – и еще больше очаровался. Шедевр во всех…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Паттон / Patton, 1970

    Ознакомился тут с очередным давно затухшим отголоском внутренней идеологической борьбы в США. В разгар Вьетнамской войны, когда всякие хиппари и…

  • Буч Кэссиди и Сандэнс Кид / Butch Cassidy and the Sundance Kid, 1969

    На рубеже XIX-XX веков как-то подружились два налетчика с Дикого Запада: один, по кличке «Мясник Кэссиди», оптимистичный, добродушный и…

  • Рим / Rome, 1-2 сезоны, 2005-2007

    10 лет назад я посмотрел сериал "Рим" - и, как и все зрители, был им фасцинирован. А теперь пересмотрел – и еще больше очаровался. Шедевр во всех…