richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Categories:

Подольские курсанты, 2020



Мои постоянные читатели знают, что я очень скептически отношусь к советскому и российскому военному кино – потому что оно, по большей части, плохое. Как правило, среднестатистический образчик «фильма про ВОВу» сочетает несочетаемое, комбинируя пораженческую чернуху с феерически бравурным ура-патриотическим пафосом. И выходит, что подобное творчество одинаково невыносимо и для «ястребов-государственников», и для либералов-пацифистов. Это если не говорить про ужасающий непрофессионализм, презрение к исторической консультации, беззастенчивое раскрадывание бюджета (и так не гигантского) и общее непонимание режиссерами творческой и идейной задачи. В общем, всего этого достаточно, чтобы навсегда поставить на опозоренном жанре крест.

Но по какой-то странной прихоти я продолжаю держать руку на пульсе, время от времени пытаясь подступиться к какой-нибудь наименее гнусной ленте про войну. Последний заход даже вселил в меня некоторый оптимизм: знаменитый российско-белорусский фильм «Брестская крепость», спродюсированный Угольниковым, оказался не то, что бы хорошим, но, во всяком случае, достаточно профессиональным, умеренно зрелищным и не очень лживым. По условиям Российской Федерации – это похвала. Так что, когда новый военный фильм Угольникова появился на трекере – я оперативно скачал его, посмотрел. Снимал его некий Вадим Шмелёв, но это, по сути, tabula rasa, творческое ничтожество, послушно выполняющее чисто технические функции и не сующееся со своими «гениальными режиссерскими задумками» - сей факт, я думаю, благотворно отразился на качестве продукта.


Итак, тут октябрь 1941, немцы рвутся к Москве и нужно их как-то задержать, что ли. Этот сюжетообразующий момент, признаться, показался надуманным, сквозит в этом немалый спесивый «москвоцентризм», а ведь один наш великий полководец сказал: «с потерей Москвы не потеряна Россия». Тем более, что почти все коммунисты к осени-41 сделали ноги в Самару, а остальные сидели на чемоданах в «метро-2» и были готовы эвакуироваться в любой момент. Ну и вообще, сдача Москвы в стратегическом плане, скорее всего, обернулась бы против немцев, так что не вижу причин особо трястись над судьбой «белокаменной». Может, комиссары считали, что тогда боевой дух упадёт ниже допустимого и все начнут разбегаться, но к тому времени кадровая Красная армия была уже полностью истреблена и разбегаться было некому, а пополнение, настропалённое пропагандой, наоборот, рвалось в бой. Так что вопрос насчет Москвы открытый, но примем это за сюжетную условность.

Итак, после разгрома Второго стратегического эшелона РККА, бойцов пришлось набирать буквально по сусекам и даже не дыры в линии фронта затыкать ими (это как затыкать пятерней отверстия в решете), а пытаться с их помощью удержать хотя бы ключевые пункты обороны. Тут пригодились 3500 курсантов-пулеметчиков и артиллеристов из Подольска, которых, буквально за пару месяцев до производства в лейтенанты бросили удерживать Варшавское шоссе в качестве простых солдат. Можно представить себе степень отчаяния Ставки, которая вынуждена была использовать почти готовых элитных командиров как пушечное мясо. Впрочем, надо отметить, что немало курсантов были ветеранами Зимней войны или просто старыми солдатами призыва 1939 года, т.е. контингент подобрался не последний.

Да, люди были хорошие, но обошлись с ними как со скотом: отправили в бой с учебными изношенными пушками, посадили в наспех сделанные ненадежные укрепления, прокатили со снабжением, и, вдобавок, заставили держать оборону вдвое дольше, чем приказывали изначально. Неудивительно, что по разным данным сгинуло от 60 до 90% личного состава… Но боевое задание они как бы выполнили, приостановив на несколько дней немецкое наступление и нанеся врагу значительные потери. По меркам первого года войны, когда «в воздухе растворялись» целые дивизии, корпуса и армии, не причиняя Вермахту ни малейших проблем – это даже неплохой результат. Но ладно, какую-то верифицированную правду об этом народ узнает только лет через 20, когда за дело возьмутся военные историки, а не пухлые сталинисты на казённых харчах, так что оставим. Лучше о фильме поговорим.

«Подольских курсантов» нельзя назвать идеальным фильмом. Даже сказать, что это хорошее кино – значит, очень сильно ему польстить. Как всегда, основным магнитом моей ненависти является «романтика под грохот канонады» - да еще поданная в виде пошлейшего любовного треугольника. Тому, кто это придумал, надо просто гвоздь в голову забить – иначе уже никак невозможно всё это терпеть. Немало и других убогих штампов – типа, один из героев в начале ведёт себя как гнида, но потом осознаёт и Искупает; другой чел, узнав, что его возлюбленную «щелкнули» идёт в нарочито самоубийственную атаку; третий бежит из госпиталя на позиции, ну и т.п. честное повествование про пути и судьбы, судьбы и пути. Так что в творческом плане фильм абсолютно стерилен и не вызывает эффекта сопричастности.

Разумеется, на экране показана беспорядочная толпа, в которой можно различить лишь несколько особо примелькавшихся лиц; все же остальные сливаются в чумазую массу цвета хаки, совершенно лишенную индивидуальности. Опять же, никакого сопереживания герои не вызывают, ассоциировать себя с ними невозможно даже при большом желании. Хотя они и не противны, каких-то внутренних антагонистов здесь нет, а некоторые маргинальные личности типа Безрукова и Мадянова даже выступают в неожиданно позитивных амплуа. Неплохи были моменты разбавить пафос фильма ситуативным юмором (сцена с курсантом, укравшим за линией фронта ананас, даже заставила мимолётно улыбнуться), а также приятно удивило, что в фильме показаны положительные украинцы.

С точки зрения матчасти, как мне, шпаку, видится, картина снята довольно грамотно; на экране появляется и реальная и прилично нарисованная техника в нестыдной пропорции, эффекты попаданий реализованы убедительно. Но и тут не без косяков. Здесь, например, окопавшаяся советская батарея атакует марширующих немцев оголённым флангом – и несёт предсказуемо большие потери. Немцы почти поголовно вооружены «шмайсерами» (при том взвод автоматчиков никак не может побороть лейтенанта с ТТ, который успешно обороняет целый квадратный километр, будучи один-одинёшенек) – это клише уж надоело хуже горькой редьки. РККА почему-то никак не использует танки, а Вермахт – артиллерию, которые в реальности наличествовали у обеих сторон. Да можно много спорных моментов назвать, но сильного стыда они не вызывают, потому как видно – люди старались.

Старались показать обыденность подвига, который обеспечивается не «массовым героизмом», а рутинными усилиями очень многих людей, сражающихся не из-под палки, а по велению долга. Старались преподнести немцев не как бесноватых упырей, но в виде очень серьезного, заслуживающего уважения, пусть и коварного врага. Старались объяснить, что командный состав был представлен не вопящими психами, без остановки требующими идти в атаку «людскими волнами» за Сталина под угрозой расстрела, но вдумчивыми профессионалами, пусть и оторопевшими от свалившейся ответственности, и слегка деморализованными из-за шокирующих потерь. И всё это – без особой отсебятины, без зубодробительного пафоса, без агитпропа. Особый бонус для ценителей – в картине нет ни одного чекиста! Да, может, старались не слишком умело - но по преподавательской привычке я всегда натягиваю «удовл.» за энтузиазм.

Иными словами, «Подольские курсанты» - не совсем хорошее, но вовсе и не плохое кино. По гамбургскому счёту – «крепкий середнячок», по российским же меркам – почти годнота, по-хорошему патриотический боевик со своими недостатками – но и с достоинствами тоже. Смотреть – можно.
Tags: кино РФ
Subscribe

  • Неортодоксальная / Unorthodox, 2020

    Фильм про Эстер Шапиро, маленькую евреечку лет 18-19, которая выросла в иудейском гетто Бруклина и по местным понятиям считается сиротой, потому…

  • Рокко и его братья / Rocco e i suoi fratelli, 1960

    Италия середины 50-х годов - не самое богатое и развитое государство Европы. В особенности плохо развит итальянский юг, поэтому южане остро…

  • Вавилон-Берлин / Babylon Berlin, сезоны 1-3, 2017-2020

    События сего сериала происходят в т.н. «Веймарской республике», а точнее, в Германском государстве с апреля по октябрь 1929 года. Время —…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Неортодоксальная / Unorthodox, 2020

    Фильм про Эстер Шапиро, маленькую евреечку лет 18-19, которая выросла в иудейском гетто Бруклина и по местным понятиям считается сиротой, потому…

  • Рокко и его братья / Rocco e i suoi fratelli, 1960

    Италия середины 50-х годов - не самое богатое и развитое государство Европы. В особенности плохо развит итальянский юг, поэтому южане остро…

  • Вавилон-Берлин / Babylon Berlin, сезоны 1-3, 2017-2020

    События сего сериала происходят в т.н. «Веймарской республике», а точнее, в Германском государстве с апреля по октябрь 1929 года. Время —…