richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Categories:

Рим / Rome, 1-2 сезоны, 2005-2007



10 лет назад я посмотрел сериал "Рим" - и, как и все зрители, был им фасцинирован. А теперь пересмотрел – и еще больше очаровался. Шедевр во всех отношениях - в плане диалогов и игры, репрезентации исторических событий и повседневной жизни маленьких людей Вечного города, невообразимо прекрасный визуальный ряд и отличная музыка - это всё только на поверхности. А для более внимательного и вдумчивого зрителя был припасён куда больший бонус: настоящее глубинное погружение в совершенно иной, но потрясающий своей цельностью и продуманностью мир Античности, удивляющий, и очень часто шокирующий - но вместе с тем поразительно знакомый и даже родной. Но удивляться, впрочем, не следует, ибо европейская цивилизация является таковой лишь в той мере, в которой она следует римским ценностям: безоговорочному главенству закона над моралью; принципам демократического и социального государства, и, наконец, неограниченной веротерпимостью. Таким образом, древний Рим во многих отношениях был ещё и прогрессивнее, чем многие государства, считающиеся ныне развитыми, и, хоть в сериале не обошлось без ляпов, сознательных подтасовок и конъюнктурных пересмотров фактов, по большому счету он честен и вполне подтверждает приведенный выше тезис.

Итак, действие двух сезонов "Рима" разворачивается на протяжении приблизительно 20 лет, от окончания галльских войн до установления единовластия Октавиана Августа (50-е-30-е гг. до н.э.) и включает в себя несколько гражданских конфликтов, возвышение и падение Цезаря, разборки его наследников, закончившиеся установлением авторитарного режима принципата. Главными героями являются два непобедимых воина: центурион Люций Ворен и простой легионер Тит Пуллон, отметившиеся практически во всех важных событиях того времени и исколесившие почти всю тогдашнюю Ойкумену - от Галлии до Италии, от Греции до Египта. Это персонажи, конечно, выдуманные, но сделали их с таким талантом и старанием, что их вездесущность не выглядит фантастической, а влияние, оказанное ими на реальную историю (очень серьезное, скажем, одна из серий называется "Как Тит Пуллон свалил Республику") воспринимается как нечто вполне допустимое.


Мне, кстати, при первом просмотре больше импонировал Ворен, мрачный и нервный стоик-фаталист, словно притягивающий неприятности и вечно "совершающий бегство из стана победителей", жизнь которого планомерно движется от плохого к невыносимому. Было его очень жалко, но теперь я убежден, что он сам кузнец своего несчастья и типичное олицетворение поговорки "такая умная голова, и такому дураку досталась". Сделав прекрасную карьеру в армии, он механически перенес военные понятия о чести и товариществе на мирную жизнь, в которой ему, по сути, не нашлось места - так что вплоть до самого конца Ворен обречен падать на дно и угасать от профессиональной солдатской "болезни, названия которой никто не знает".

А теперь, наоборот, я был просто в восторге от персонажа Тита Пуллона. Совсем простой мужик, который, однако, гораздо легче адаптируется к новым условиям; профессиональный убийца, коему резать человека не сложнее, чем нарвать персиков, тем не менее, он является, пожалуй, самым добрым, душевным и человечным из всех героев сериала. Невероятно многогранный образ скрывается за примитивной личиной солдафона "рожа кирпичом", пьяницы, раздолбая и дебошира: а на самом деле это светлый, хоть и сильно нагрешивший человек, способный и на высокую любовь, и на искреннюю дружбу, и на верное служение долгу. Да и актера подобрали на славу.

Тройка любимцев второго порядка - это исторические персонажи Цезаря, Марка Антония и Гая Октавия. Цезарь тут просто эталонный Цезарь, словно бы материализовавшийся из античных свитков и статуй; в должной степени величественный и предусмотрительный, щедрый и предприимчивый, знающий толк в наказании и снисхождении. Несколько менее историчен Марк Антоний, который в реальности был крайне энергичным и хватким политиком, проигравшим лишь по случайности - но каким же харизматичным получился экранный прототип! Стопроцентная военная косточка, презирающая и, что есть силы, издевающаяся над "штафирками", но готовая почти на всё ради сослуживцев и близких людей. Такое дьявольское обаяние у этого бесстрашного, веселого, сексуально озабоченного, жадного до денег и власти человека, что ни капельки не странно, почему его терпели и любили, несмотря на все его художества. И, наконец, Октавиан - его играют два актера, причем первый, исполняющий будущего императора в подростковом возрасте на порядок круче и талантливее, чем "возмужавший" сын Цезаря. Первый-то демонстрирует просто неописуемый личностный рост от забитого невзрачного паренька-"нерда" до самостоятельного и уверенного в себе юноши, с правом претендующего на роль главы семьи и не боящегося вступить в заведомо бесперспективную драку с любовником матери. Ну а второй - просто какой-то социопат, "премудрый змей" без всяких эмоций, совершенно плоский и неинтересный.

К этим героям вплотную примыкает доверенный раб Цезаря, а впоследствии вольноотпущенник, образованный грек Поска, который едва ли не умнее их всех вместе взятых. Наряду с Пуллоном, это один из самых симпатичных и положительных персонажей в сериале, жаль только - полностью выдуманный.


Не все персонажи понравились мне одинаково, но все актёры однозначно молодцы.

Женщины вот тут, показаны, конечно... "Всё зло от баб" - можно сказать, motto "Рима", настолько они тут коварные, мстительные, беспощадные и распущенные. Сейчас бы такое, вне всяких сомнений просто не прошло бы цензуру (среди всех более-менее активных женщин - с натяжкой два позитивных персонажа, Октавия и Ирина), на ВСЕХ остальных просто клейма ставить негде, настолько это прожженые бляди. И, кстати, здесь нет негров, азиатов и латиноамериканцев: а ведь по нынешним законам хотя бы один из главных героев должен быть из меньшинств. А еще тут не осуждается расовая, национальная и религиозная нетерпеливость, а также рабство; некоторые евреи, иноземцы и рабы - откровенно неприятны, что, естественно, нарушает все нормы политкорректности. Не одобряю! А что еще можно было ожидать от проекта с участием Джона Милиуса?

Но если смотреть непредвзято, глазами нормального человека, а не толераста некультурного, то древний Рим показан обществом, хотя и переживающим глубокий кризис, а всё-таки великим и в чём-то безупречным. Например, впечатляет искренняя, неподдельная набожность квиритов - при полном отсутствии намёка на религиозную рознь. Собственно, почему спустя пару сотен лет римляне так ополчились именно на христиан? - потому что те как раз яростно нападали на принцип веротерпимости, бывший краеугольным камнем общества (и, следовательно, являлись тогдашним аналогом Аль-Каиды), а в итоге и разрушили его, что привело к полной дезинтеграции государственных и социальных институтов и долгоиграющему откату в Тёмные века.

Потом вот рабство, которое ныне полагается рассматривать как абсолютное зло, не имеющее права даже на частичное оправдание. Да, людей воспринимали как "говорящие орудия", владельцы которых имеют над ними полную власть, вплоть до убийства. И ЧТО?! В нынешней "безупречной морально-этической парадигме" так много "слепых пятен" и неразрешенных противоречий, что тогдашняя патриархально-рабовладельческая система в сравнении с ней выглядит, по крайней мере, честно. Особенно, если очистить ее от вековых напластований пропаганды и откровенной лжи. Тогда можно будет узреть, что экономика, основанная на рабовладении, была в те времена единственно возможной, а в чем-то даже более прогрессивной и гуманной, чем последующие феодализм и капитализм (хотя бы в том, что большинство рабов по факту являлись членами семей, или, на худой конец, ценным имуществом, с которым волей-неволей приходилось обращаться бережно). И, какой-нибудь допотопный римский латифундист, после смерти, как обычно бывало, дающий тысячам рабов вольную с небольшими подъемными, выглядит куда пригляднее, чем нынешние "либеральные" правительства, силящиеся надеть на миллионы граждан намордники, лишить их работы и подчинить идиотским законам "туда не ходи-сюда ходи" (в фудкортах кушать нельзя - там вы заразитесь, а в тюрьму и армию сажать можно, там в сплоченном коллективе еще никто не заразился). В любом случае, это явления одного порядка. И сериал подсвечивает сей факт с подкупающей прямотой.

Еще один важный момент: в сюжете буквально рефреном, очень настойчиво демонстрируется причина краха персонажей – это недооценка противника и преждевременное торжество. Вот без преувеличений, все погибшие гибнут лишь от того, что рано обрадовались и досрочно выпустили контроль над ситуацией из своих рук. Мне кажется, это очень жизненно.

К наиболее царапающим недостаткам "Рима" можно отнести лютую путаницу с именами персонажей. У римлян была чёткая и логичная система "номенов", которая в сериале тупо пошла по бороде. Думаю, выходцев из Рима половина озвученных в сериале имен повергла бы в нешуточное раздражение, примерно, как нас, русскоязычных все эти клюквенные "Насташа Романофф", "Водка Гобальский", и прочие "ТУЧА ФЗНАМЗОН". Думаю также, англосаксы механически перенесли на экран собственный порядок "name" и "surname", прибавляя, в некоторых случаях "second name": так и получились все эти Квинты Валерии Помпеи, Ниобы, Лидии и Йокасты, совершенно дикие для чуткого уха.

Знаю, что цеплялись также к одежде, и, особенно военному снаряжению, но это как раз тот момент, который, как правило, оставляет меня равнодушным. Ну, типа персонажи носят шлем без подшлемника, нашивают на туники какие-то чуждые побрякушки, и делают нехарактерные для того времени прически - всё равно материальных свидетельств об этом сохранилось слишком мало, чтобы выносить о тогдашней моде какие-то уверенные заключения. Тем более, после того, как в XVIII веке зародилась бешеная мода на античность, в тогдашней Италии начали массово клепать всевозможные фальсификаты в, не побоюсь этого слова, промышленных количествах. Тот, кто пытается фильм подковырнуть с этой стороны - элементарно глуп. Ибо ту эпоху делали не вещи, а идеи и нравы. И вот их-то история запечатлела, а сериал передал необыкновенно точно.

Это было время массовой смертности от болезней и элементарных царапин - поэтому и к жизни большинство людей относились крайне просто, почти не цепляясь за неё. И, соответственно, большее значение придавали загробной жизни, чтя богов и тщательно соблюдая ритуалы. И поэтому, гораздо сильнее ценили данное слово, а уж сделанное дело - тем более. В чем-то люди были гораздо серьезнее, а в чем-то значительно проще, в частности, с воспитанием, наготой и сексом всё было здоровее, чем даже сейчас: когда христианские фундаменталисты (а в XIX веке все без исключений были такими) стали всерьез изучать римское наследие, они просто сошли с ума и завопили, что римляне день и ночь занимались исключительно развратом - на основании нескольких выкопанных глиняных фаллосов и совершенно невинных эротических картинок (что-то типа плейбоевских centerfold, которые непритязательные пролетарии вешают на стену для украшения жилища). То, что жители древнего Рима обитали в крайне качественных многоэтажных бетонных домах, с отоплением и канализацией, вроде, признали относительно недавно, а вот римские храмы, акведуки и цирки еще лет 150 назад были выше самых высот европейской строительной мысли. Ну и, на закуску, такой факт: Рим был обществом, в котором построили настоящий коммунизм, где все граждане могли ничего не делать, потребляя хлеб, зрелища и "безусловный минимальный доход" - до этого уровня самые богатые и социальные государства пытаются дотянуться только сейчас, да и получится ли у них, с учетом "антиковидных мер", бьющим больше по своим, чем по вирусу и на корню выжигающим экономику?

Всё это есть на экране, это крайне интересно; но еще интереснее - столкновение необычайных характеров, высоких идей, ценностей старого и нового времени. Это настоящая и великая драма, как и полагается, разбавленная элементами комедии и трагедии. Как и везде, есть сценарные недоработки, отдельные серии слабее прочих, но даже наименее качественные эпизоды по своему уровню неимоверно высоки. Я и не знаю, существует ли аналогичный по достоверности, эпичности и мастерству исторический сериал? Помню мне кто-то советовал "Тюдоров" - педерастическая пачкотня. "Викинги" - просто бездарная жвачка по типу "Игры престолов". "Борджиа" - тоже такая себе фэнтезятина "шоб красиво". Да и сами по себе эпохи средневековой Скандинавии, Италии и Англии XVI века просто не очень интересны в сравнении с Римом, как неинтересна, например, местечковая Литва 1918-1940 в сравнении с Речью Посполитой...

Так что в финале сериала неизбежно острое сожаление по поводу того, что его закрыли, оборвав, чуть ли не на самом интересном месте. Там, кажись, сгорели все декорации, по сути целый город, который неправильно застраховали, что ли - и это повлекло убытки для компании HBO, как раз запускавшей несколько новых шоу, и, во избежание кассового разрыва и возможного банкротства, решившей отказаться от самого дорогостоящего и неполиткорректного проекта. Но, может, это и к лучшему. Кто знает, как бы извратили дальнейшие события "молодые и прогрессивные" киношники типа Бенёва и Вайса? Возможно ли вообще свыше двух сезонов поддерживать высочайший уровень зрелища, в силах ли это человеческих? Так что остановленный на высочайшем нерве, в своём неоспоримом акмэ сериал, несомненно, останется легендой и войдет (уже вошел) во все киноучебники. А произошло бы это, если б "Рим" превратили в мучительно длинную и позорную кашу а-ля каловые "Тюдоры"? - сомневаюсь. В общем, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Tags: кино США, сериал
Subscribe

  • Паттон / Patton, 1970

    Ознакомился тут с очередным давно затухшим отголоском внутренней идеологической борьбы в США. В разгар Вьетнамской войны, когда всякие хиппари и…

  • Буч Кэссиди и Сандэнс Кид / Butch Cassidy and the Sundance Kid, 1969

    На рубеже XIX-XX веков как-то подружились два налетчика с Дикого Запада: один, по кличке «Мясник Кэссиди», оптимистичный, добродушный и…

  • Лондонград. Знай наших. Первый сезон, 2015

    Как известно, Ландан из зе кэпитэл оф Грейт Бритын. Веками сей город манил к себе униженных и оскорбленных, а также богатых и знаменитых. И,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • Паттон / Patton, 1970

    Ознакомился тут с очередным давно затухшим отголоском внутренней идеологической борьбы в США. В разгар Вьетнамской войны, когда всякие хиппари и…

  • Буч Кэссиди и Сандэнс Кид / Butch Cassidy and the Sundance Kid, 1969

    На рубеже XIX-XX веков как-то подружились два налетчика с Дикого Запада: один, по кличке «Мясник Кэссиди», оптимистичный, добродушный и…

  • Лондонград. Знай наших. Первый сезон, 2015

    Как известно, Ландан из зе кэпитэл оф Грейт Бритын. Веками сей город манил к себе униженных и оскорбленных, а также богатых и знаменитых. И,…