richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Categories:

Распад, 1990



Как нам известно из HBO-шного сериала «Chernobyl», в 1986 году произошла катастрофа, взорвалась атомная станция, точнее, один из ее реакторов. В самом СССР об этом, кажется, не любили распространяться, невинно заменяя слово «взрыв» - неопределенной «аварией» (подобно тому, как сейчас говноеды из МЧС и их подсосы из СМИ употребляют термины «хлопок газа», «подтопление», «возгорание» - вместо правильных «взрыв», «наводнение», «пожар»), раскидав зараженное население по городам и весям, и крайне успешно водя за нос так называемых «ликвидаторов», которые добились хоть каких-то льгот лишь когда половина из них поумирала. Так что «гласность» в агонизирующей Совдепии была довольно сомнительной.

Вот и это кинцо не столько повествует о катастрофе, сколько наводит тень на плетень, рассказывая о чем угодно, только не о чернобыльской трагедии. Тут сюжет вполне анекдотический — пожилой муж (журналист-международник, но это не важно) вернулся из командировки и обнаружил, что молодая жена ему изменяет. Причем, вполне открыто: уверяя, что любовник — полезный и статусный человек, а ревность — это мещанский атавизм. Параллельно рвутся реакторы, облучаются пожарные и врачи, эвакуируется Припять — прознав об этом через «агентство ОБС», порывается эвакуироваться весь Киев. И только главный герой, осознав себя полным куколдом, решает двигаться в противоположном направлении, участвуя в самом героическом деянии ever – водружении кумачового стяга прямо над отчаянно фонящими обломками активной зоны. Но этот эпизод, хоть и ярок, но настолько второстепенен, что фильмом-катастрофой «Распад» можно назвать лишь в качестве насмешки — это, скорее социально-сатирическая бытовая драма, в которой слово «распад» относится не к атомному ядру, а к семье протагониста: внешне респектабельной, но, как и СССР, построенной на фундаменте из лжи, алчности и насилия.

Чтобы разбавить эту нудятину, в картину впихнули две столь же лишних и неубедительных линии: про мальчика, которого «забыли» при эвакуации (типовое слезовыжимание на грани идиотима) и про молодоженов, накануне взрыва уехавших на мопеде бомжевать в дивные боры Полесья, где их забросало радиоактивными осадками, под влиянием которых резко обострилось православие головного мозга. Любопытно, что роли этих страдальцев исполнила культовая трэш-звезда 90-х Марина Могилевская — и будущий подданный Ея Величества Aleksei Valeryevich Serebryakov, который, кажись, активно занимается сейчас несколько незаконной деятельностью под названием «уклонение от уплаты налогов в крупном объеме».

А в роли журналиста-рогоносца — Сергей Шакуров, сын профессионального охотника (почему-то эта абсурдная профессия отца подчеркивается в биографии актера с редкой назойливостью), но он, по-моему, за многие десятилетия карьеры настолько поднаторел в исполнении одних только героев второго-третьего плана, что как-то теряется в главной роли. Сложно про него что-то сказать, потому что рисунок роли не виден.

Я бы даже переформулировал — рисунок фильма не виден, получилась какая-то каша, где в наличии — и непременная перестроечная фига в кармане, и остаточная эксплуатация совпатриотизма, и бытовуха, и чернуха, и мистика, и религиозничество и какой только дурости нет. Поэтому как-то даже и не удивительно, что режиссер Михайло Бєліков известен только этим своим опусом — да и то, лишь в узких кругах ограниченных зрителей.
Tags: кино СССР
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments