richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Category:

Союз спасенья, 2019



Итак, пришел час, когда Россия победила Корсиканское Чудовище; освободила Европу, продемонстрировав безупречность своего воинства; ворвалась в самое логово зверя — Париж. И насмотрелась там всякого... Вольтерьянство, руссоизм, все эти ужасающие по дерзости и глупости идеи о «ограничении монархии», «отмене крепостного права», «разделении властей», и, упаси Христос, сатанинского «народоправства» - намертво впечатались в мозги молодых русских аристократов, представлявших среднее командное звено армии.

В принципе, всё это было симпатично и царю Александру Павловичу, но он быстро уяснил пределы своих возможностей: сделал все, что ему разрешили и фактически отошел от дел (некоторое время, рассматривая, впрочем Королевство Польское в качестве «лаборатории реформ» для всей России, но вскоре охладел и к этой затее, невольно спровоцировав события 1830 года). Либеральная молодежь, однако, не согласилась с подобной постановкой вопроса и начала самоорганизовываться в тайные общества, наиболее известным из которых стал Союз Спасенья (он же — Союз благоденствия, он же — еще какой-то Союз). Приятные, образованные офицеры и штатские спокойно и доброжелательно беседуют о необходимости уничтожения монархии, расходясь лишь в частных вопросах: убивать ли царскую семью? давать ли независимость национальным окраинам? Крепостных отпускать бесплатно или взыскивать с них рыночную стоимость их же самих? Консенсуса так и не достигают, разделившись на два общества, Северное и Южное: поэтому когда доносятся вести о кончине императора, действуют вяло и несогласованно. Но действуют.


Стало быть, это такой блокбастер на один раз, яркое и динамичное кино, и между тем — с некоторой претензией на глубину и злободневность. Вообще, такого рода фильмы я для себя оцениваю по нескольким критериям. Во-первых, наиболее критично для меня качество нарратива, то бишь, умение рассказать историю: внятно и интересно, но без занудности и длиннот. И тут, в целом, получилось. «Союз спасенья» как бы разделен на две части: героем первой является светлый, умный и мужественный идеалист Сергей Муравьев-Апостол, желающий преобразований, но не желающий крови (по крайней мере — большой крови). Его глазами мы видим зарождение тайного общества и события, непосредственно приведшие к восстанию. Главной проблемой этой линии считаю отказ от позиционирования внятной мотивации Муравьева и других декабристов: зачем им, блестящим и зажиточным офицерам и чиновникам, устраивать смуту? Ответить на этот вопрос можно было двояко: например, в карикатурном советском ключе, назидательно демонстрируя какого-нибудь зловещего барина, меняющего крепостных детей на породистых щенков, или там, мокрых от крови озверелых жандармов, истово рубящих шашками мирный сельский сход... По такому пути не пошли, а показать более реалистическую репрезентацию взглядов декабристов — не смогли. Так что поначалу кажется, что перед нами стандартные «добрые парни — за все хорошее против всего плохого».

Эта иллюзия развеивается в условной второй половине картины, когда становится ясно, что настоящий главный герой — император Николай Павлович. Молодой, недостаточно образованный, непопулярный претендент на престол внезапно показывает себя прирожденным правителем: решительным, отважным и мудрым, чем и выправляет положение в свою пользу. Растерявшиеся же декабристы демонстрируют не лучшие человеческие качества (особенно отвратно выглядят Рылеев и Каховский — это просто ходячая грязь: кажется, даже в советском кинематографе имперских сановников - «идеологических противников» настолько мерзкими не рисовали), отчего их и разбивают. Всё описанное показано бодро и познавательно, а местами даже — красиво. И почти не затянуто, если не считать нескольких сцен в финале, когда уже все, в общем ясно — а все равно, идет какое-то ненужное, муторное шевеление.

Иными словами, имеем дело с фильмом, снятым госчиновниками на казенные деньги — следовательно, нужно воспринимать его как послание от власти. «Бунтовать нельзя, ребята» - как бы говорит она нам, - «тем более, что и причин для бунта у вас в сущности, нет.» И никаких шансов на победу тоже нет. Зато сама попытка неповиновения и ее неминуемое подавление усилит консервативное крыло во власти, и ослабит либеральное, гарантированно обеспечив «заморозку» реформ, которые, в условиях гражданского спокойствия, были бы реализованы гораздо ранее... Как я понимаю, в современной исторической науке образовался консенсус насчет обреченности движения декабристов и несбыточности их планов, но вот последствия трактуются двояко, в зависимости от выбранного «символа веры». Кадровые либералы уверяют, что Николай I изначально был совершенно закосневшим поборником «стабильности», отрицающим любые реформы — но вынужденным ограниченно их реализовать, осознавая некоторую правоту декабристов. Профессиональные охранители же настаивают, что возникшая у Николая в ходе подавления восстанья неприязнь к сторонникам преобразований всю дорогу тормозила его естественную склонность к реформам, в результате чего, например, отмена крепостного права запоздала на 20-30 лет... Ну, это уже по части «альтернативной истории».

С фактологической точки зрения всё показано опять-таки убедительно, с какими-то умеренными купюрами и коррекцией событий, самым странным из которых выглядит принципиальное отсутствие Константина в повествовании. Это примерно как фильм про Тегеранскую конференцию без Рузвельта снимать. Ведь это был, судя по всему, ключевой участник восстанья, и роль великого князя до сих пор, в сущности, засекречена, а его фигура выглядит просто анекдотически: «втайне от всех отрёкся», «спокойно принял присягу себе, потом вновь отрёкся», «люди сотнями погибали с его именем на устах, а он ни сном ни духом».

С другой стороны, некоторые акценты смещены довольно занимательным образом, что сделало просмотр картины небезынтересной и для персоны с историческим образованием. Скажем, небезызвестный граф Милорадович преподнесен здесь лютым путчистом, чуть ли не де-факто руководителем всего заговора, получившим пулю за попытку в последний момент сменить сторону, «кинув» своих подельников. Это жизненно: не удивлюсь, если так и было. Такой «свежий взгляд» имеет право на существование и оживляет сухие факты, затверженные со страниц учебника.

Ну и еще два момента, которые настроили меня по отношению к «СС» примирительно. Первый — умелый подбор видных актеров, который сделал возможным различение всех этих многочисленных персонажей в обезличивающей военной форме. Конечно, тут нет «актерской игры» в обычном смысле этого слова, но хотя бы одного героя от другого можно визуально отличить — и то хлеб.
Второй — наличие лишь рудиментарной «романтической линии» (в РФ под этим понимаются «сопли с сахаром» - да так, что соплей по пояс, а сахару столько, что он на глазах кристаллизуется), в совокупности занимающей не свыше 5 минут экранного времени: по нашим временам это очень здорово и ценно, за это можно простить многое.

Так что налицо — качественный, сравнительно крепкий фильм, сделанный умеренными «охранителями». То, что эти охранители действительно старались снять неплохое кино — радует. То, что они не скатились к бессовестной пропаганде и, выполнив государственный заказ, сделали это с некоторым тактом и достоинством — радует еще сильнее. И позволяет надеяться, что даже у финансируемых из бюджета российских фильмов — есть некое будущее.
Tags: кино РФ
Subscribe

  • Подольские курсанты, 2020

    Мои постоянные читатели знают, что я очень скептически отношусь к советскому и российскому военному кино – потому что оно, по большей части,…

  • Лондонград. Знай наших. Первый сезон, 2015

    Как известно, Ландан из зе кэпитэл оф Грейт Бритын. Веками сей город манил к себе униженных и оскорбленных, а также богатых и знаменитых. И,…

  • Рим / Rome, 1-2 сезоны, 2005-2007

    10 лет назад я посмотрел сериал "Рим" - и, как и все зрители, был им фасцинирован. А теперь пересмотрел – и еще больше очаровался. Шедевр во всех…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments

  • Подольские курсанты, 2020

    Мои постоянные читатели знают, что я очень скептически отношусь к советскому и российскому военному кино – потому что оно, по большей части,…

  • Лондонград. Знай наших. Первый сезон, 2015

    Как известно, Ландан из зе кэпитэл оф Грейт Бритын. Веками сей город манил к себе униженных и оскорбленных, а также богатых и знаменитых. И,…

  • Рим / Rome, 1-2 сезоны, 2005-2007

    10 лет назад я посмотрел сериал "Рим" - и, как и все зрители, был им фасцинирован. А теперь пересмотрел – и еще больше очаровался. Шедевр во всех…