richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Categories:

Златоокая девушка / Девушка с золотыми глазами / La fille aux yeux d'or, 1961



Анри Марсэ — модный щеголь средних лет, богемный развратник, состоящий в некоем престижном мужском клубе, видящем свою миссию в похищении, развращении — и последующем изгнании на мороз — как можно большего количества представительниц прекрасного пола. Анри Марсэ — не последний человек в этом клубе! Ему обольщение дается настолько легко, что он уже дико скучает, брюзжит и куксится — и неоновые огни веселого Парижа 60-х годов не вселяют в него никакой радости. Но тут на горизонте появляется некая эффектная, но скромная мадемуазель, сильно отличающаяся от того контингента, с которым привык иметь дело Анри. И эта безымянная девушка оказывается настолько хороша, что герой начинает трусить, опасаться утраты внутренней независимости. Потом-таки теряет внутреннюю независимость — и из беззаботного либертина трансформируется в пошлого мещанского собственника, устраивающего своей пассии мощные психические атаки и какие-то озверелые сцены ревности; доводящего ее до слез, загоняющего в тупик. Тут дело берется уладить какая-то 30-летняя мадам, имевшая близость с обоими персонажами — и умело ведет его прямиком к трагической развязке. Тут фильм и кончается...


Это, как мне удалось понять, нестареющий и нетленный шедевр французской «Новой волны», снятый совсем юным чуваком с легкомысленной фамилией Альбикокко. Но я (так получилось) «волну» эту не особо котирую — уж больно все это сейчас наивно, искусственно и старомодно смотрится; наверное, даже хуже, чем столь же раскрученный итальянский «неореализм». Картина в полной мере несет на себе отпечаток пороков, свойственных названному жанру — основной эмоцией, которую я испытывал при просмотре, была леденящая скука. Впрочем, в последние месяцы эту эмоцию я испытываю ко всему подряд, без исключений — так что нужно несколько разобраться в конкретной ситуации.

Итак, почему же картина мне не понравилась? Во-первых, она черно-белая. Знаю, среди кинолюбителей есть могущественная секта «монохромщиков», искренне убежденных, что «с приходом цвета кино умерло», способных часами разглагольствовать про «мистицизм нуара» и «благородство кьяроскуро», но меня эта атмосфера не увлекает. Ведь если бы наш Создатель хотел, чтобы мы смотрели черно-белые фильмы, Он сотворил бы нас монохроматами, подобно диким зверям, а не наделил бы человека глазами, способными различать сотни и тысячи разных цветовых оттенков. С другой стороны, я способен не обращать внимания на бедность палитры, если лента стоящая.



Про данную картину сего не скажешь. Сюжет взят из старинной книжки Бальзака, написанной в турбулентное для Франции время «Орлеанской монархии», когда рудименты «старого режима» стремительно отгнивали, но вот, что придет им на смену — никому было не понятно, и все приходили к выводу, что, скорее всего, ничего хорошего. Я не читал сие произведение, но сильно сомневаюсь, что можно успешно адаптировать к современности повесть более, чем столетней давности — ну разве что, с юмористическими намерениями («Даун Хаус», «Ричард III», «Тромео и Джульетта» etc.) - не пошлО и в этом случае.



Я, как истинный простак, всегда считал, что, раз уж ты смотришь кино, то должен кому-то на экране сочувствовать, его судьба обязана вызывать неравнодушие и побуждать следить за собой. Но тут все какие-то... никакие. Анри Марсэ, вроде, и задуман как антигерой, а может, и, на самом деле, злодей — мне же он показался просто дегенератом, эталонным представителем «золотой молодежи», у которого и на четвертом десятке одни тусовки, пьянки и оргии на уме. Может, кто-то и следит за подобными персонажами, сжав от волнения челюсти, силясь не пропустить ни единого кадра — но я не из этой когорты.



Девушка с золотыми глазами — ну, ничего такая девушка, вполне привлекательная, но этим ее ценность и исчерпывается. Актерское мастерство Мари Лафорэ сводится к воплощению проблемного образа мамзельки, явственно страдающей от личностного расстройства: то ее бросает в какую-то преувеличенно детскую шаловливость, то в чрезмерную плаксивость, когда даже резкое движение или неожиданный звук вызывает непроизвольное слезоиспускание. Это, господа, такая психическая болезнь, с которой можно и нужно бороться — в противном случае, она дьявольски портит жизнь всем окружающим; в принципе, фильм об этом и говорит. Но тут, почему-то, явственно неполноценную девушку бешено хотят даже видавшие виды теплохладные декаденты, теряя рассудок и комкая горизонт планирования — а в это не шибко-то верится.



Наверное, главная изюминка ленты - «необычный» любовный треугольник, в котором героиня разрывается меж мужчиной и (внимание!) женщиной; это так скандально, так вызывающе. Просто пощечина общественному вкусу, вызов национальной морали (нет). Так или иначе, фильм неопытного режиссера вышел бесформенным, неровным, нестандартно снятым, но в то же время — монотонным и, по преимуществу, статичным. Особенно добивает печальная игра на испанской гитарке - абсолютно одинаковая мелодия звучит каждые три минуты, как бы символизируя невыносимый трагизм происходящего, экзистенциальную рутину Конца Наших Дней...

Французы, впрочем, не были бы французами, если бы не сумели убедить публику, что продают ей вовсе не грубо шлифованную стекляшку, а подлинный кристалл Шваровски, а то и вовсе — прекрасный в своей необузданной прелести алмаз «Орлов». Можно за французов только порадоваться: пока на свете есть простофили с оттопыренными ушами на которые так удобно вешать лапшу, их страна будет сохранять своё место под Солнцем - по крайней мере, в культурном плане.

А посмотрел я сию нетленку в рамках так называемой заключительной кинорулетки. Это было очень дельное мероприятие, жаль, что больше их, кинорулеток этих, не будет, ни одной. Так что мы имеем дело с концом эпохи, господа - и это чертовски печально.
Tags: кино Франции, кинорулетка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments