?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Чёрный хлеб и белая раса
richteur
richteur
Джонни Мнемоник / Johnny Mnemonic, 1995



На дворе 2021 год от Рождения Господа нашего Иисуса Христа. У власти, ясное дело, киберпанки. Как и подобает уважающим себя киберпанкам, они за малым уничтожили все государства и добились всемогущества транснациональных корпораций; причем основные культурные и финансовые ритмы пульсируют в Азии, а США превратились в отсталую помойку, находящуюся далеко за гранью экологической и гуманитарной катастрофы. Понятие «средний класс» ушло в прошлое, а имущественное расслоение достигло предельной точки: и 0,01% богачей сидит в роскошных дорогостоящих небоскребах, ест ананасы и косточки вниз сплевывает, а нищая беднота получает 125 грамм хлеба в сутки, не гнушается убивать старушек за 10 центов и страдает от ужасной антисанитарии. Особенно страшит спорадически распространяющаяся по свету пагубная нейроболезнь, от которой люди как мухи выздоравливают; коею поражена половина населения земного шара. На этом мрачная вводная заканчивается и мы знакомимся с заглавным героем.



Это смазливый, демонически изящный молодой человек, по имени «Джон Смит», а по сути, «господин Никто. Национальность: без национальности». В детстве у него не было детства, точнее, он лишен возможности о нем вспомнить, ибо все резервы оперативной и долговременной памяти своего мозга без остатка отдал под ёмкие винчестеры: ведь он — МНЕМОНИК. Это такие секретные курьеры будущего, перевозящие особо конфиденциальную информацию в своей личной собственной голове через все границы и проверки — за большие деньги, конечно. Джонни нуждается в средствах, он копит их на операцию по удалению мозговых имплантов и восстановлению «родных» воспоминаний. Осталась последняя «ходка» - и герой, наконец, сможет радостно поплыть по волне своей памяти...



Впрочем, Джонни сразу сталкивается с определенными сложностями. Несмотря на то, что он разогнал свой мозговой жестк... нет, пожалуй, все же «мягкий диск» аж до 160 гигабайт (в 1995 году на моем ПЭВМ стоял где-то 400-мегабайтный HDD, и киноцифра выглядела внушительно... кто ж знал, что развитие устройств хранения информации пойдет по экспоненте и через 20 лет диск емкостью в терабайт можно будет купить за 40 долларов, эквивалент одного ужина в среднем ресторане?), дерганые заказчики, пребывающие на жестокой измене, закачивают ему файл в два раза больший! В принципе, это допустимо — только от информации нужно избавиться в самые скорые сроки, иначе голова треснет по швам как гнилой арбуз. Но тут приходят бряцающие оружием гангстеры-якудза, многих убивают — и только Джонни удается унести от них ноги в послеапокалиптическую Америку, где его уже ждут с нетерпением разные наймиты, христопродавцы и прочие флибустьеры. Ведь в мозг ему записали не что иное, как секретную программу, исцеляющую от той самой нервной лихорадки — в единственном, между прочим, экземпляре: мало кто не хотел бы стать в этой сфере монополистом, чтобы устанавливать какие угодно цены, а пациенты еще бы на коленях молили униженно и руки целовали.



Впрочем, у Мнемоника есть и верные союзники. Во-первых, это кучерявая еврейка (через два года она покажет невпечатляющие сиськи в «Звездном десанте» Верховена — и навсегда исчезнет из фокуса зрительского внимания), которая, якобы, невероятно ловкий телохранитель, но на самом деле — нет. Актриса Дина Меер невероятно — просто до смеху, до слез, до истерики — неповоротлива, и, чтобы вписать в сюжет сие обстоятельство, режиссер придумал, что героиня установила в себя дешевые контрафактные импланты, которые уже начинают глючить. А еще она зачем-то носит дюралевый кольчужный топ на голое тело — и уж этот загадочный ход не объясняется никак (думаю, хотели разбавить угрюмую атмосферу фильма пикантной ноткой — но что-то пошло не так).



Во-вторых, это подпольщик и хороший врач-кибертроник по имени Павук в исполнении небезызвестного Генри Роллинза. Вот этот персонаж мне понравился больше всех, он какой-то... простой и честный - и на фоне остальных действующих лиц, щеголяющих в нелепых одежках, отчаянно выпендривающихся — смотрится очень выгодно. Ну и в массовке наших героев поддержат оснащенные арбалетами бомжи, какие-то чумазые негры с помойки, курирующие местный филиал торрент-трекера и на полную катушку раздающие по всему миру ценный warez.



Ну вот как-то так. Картина, конечно, предельно декадентская. Снял-то ее не профессиональный режиссер, а модный художник-авангардист Роберт Лонго. Изначально он вообще хотел делать камерный бюджетный арт-хаус, но с удивлением обнаружил, что достать на фильм полтора миллиона долларов — гораздо сложнее, чем 25 миллионов. Делать нечего, пришлось брать 25 миллионов и снимать блокбастер. Вернее, говорить всем, что идет работа над «ломовым боевиком с Киану Ривзом и Дольфом Лундгреном», а реально снимать своеобразный капустник, тусовочный стёб над приевшейся эстетикой киберпанка. Но стёб любовный и умелый, доводящий все штампы жанра до абсурда: тут и грозящие поработить мир японские корпоративные самураи, и маньяки с торчащими из голов проводами и чрезмерно навороченными пушками, и бесконечное рыскание по техногенным свалкам, и общая атмосфера господства тоталитарной анархии... Короче, типичный кэмп, который обязательно будет принят большинством кинолюбителей за бесталанный и унылый трэш. Кино, кстати, еле-еле окупилось в прокате, собрало целый ворох «антинаград» и неприязненных рецензий. Но мне оно показалось милым, по-хорошему наивным, визуально эффектным (для своего времени, конечно), а главное — спокойным и незлым.



Пожалуй, единственное нарекание вызвал у меня актер в главной роли, который в 90-х почему-то считался «звездой» - и в фильм его взяли исключительно как «имя» для удобства извлечения денег из продюсеров. Ривз, конечно, очень плохой артист — а тут он еще и не в своей роли, такого себе «боевого дрища» — хотя видно, что даже простейшие трюки ему с большим трудом даются, а еще тяжелее корчить из себя гетеросексуала (впрочем — вероятно, из милосердия к проблемному лицедею — интимных сцен тут всего две и они очень короткие). Я даже в первые полчаса просмотра что-то мошнил на Лонго, вел с ним воображаемый диалог в духе: «Ну зачем ты... этого взял в фильм?! Он же все запорол, это же полный фуфел!» - но тут увидел безмолвный ответ. Когда Джонни-Мнемоник скандалит, прыгая по мусорной куче в свете прожекторов, капризничает как 17-летний любовник генерал-лейтенанта ФСБ, и требует себе крахмальных рубашек и мощную струю любимого на голое тело — я понял: это подлинное произведение искусства, и не мне соревноваться в ироничности и уме с американскими художниками и кинодеятелями.


Фильм просмотрен в рамках кинорулетки "Киберпанк."

Tags: ,

12 comments or Leave a comment
Comments
mr_garett From: mr_garett Date: April 16th, 2019 08:25 am (UTC) (Link)
Там на фоточке выше, Yuriy (то есть Удо Кир) что-ли?
richteur From: richteur Date: April 16th, 2019 08:28 am (UTC) (Link)
Не без того.
luarvik_1221 From: luarvik_1221 Date: April 16th, 2019 10:24 am (UTC) (Link)
Мне вот тоже Дина Мейер как-то не очень. Помню ещё в "Адвокате дьявола" сыграла в паре с одним небезызвестным товарищем.
joker29 From: joker29 Date: April 17th, 2019 01:39 pm (UTC) (Link)
Она не играла в Адвокате дьявола. С Конни Нильсен не путаете?
luarvik_1221 From: luarvik_1221 Date: April 17th, 2019 04:28 pm (UTC) (Link)
Так точно! Спутал. Типаж уж больно похожий.
richteur From: richteur Date: April 18th, 2019 06:41 am (UTC) (Link)
Думаю, сложно найти кого-то, кому она была бы "очень" )
rheo_tu From: rheo_tu Date: April 16th, 2019 04:31 pm (UTC) (Link)
Это мой самый любимый киберпанк. Фиг знает, почему. Действительно трэшня, но жутко милая.
richteur From: richteur Date: April 18th, 2019 06:42 am (UTC) (Link)
Это самый химически чистый образец КП из всех, что я смотрел, хоть и стебовый.
From: child_of_aire Date: April 16th, 2019 08:59 pm (UTC) (Link)
Вот тоже нежно люблю его ещё с детства, автор великолепно разложил всё по правильным полочкам, спасибо! Почти зарыдала от удовольствия от крахмальных рубашек и мощной струи любимого на голое тело - просто блеск:-)
скажите, а Вы где-то почерпнули инфо о нетрадиционности Ривза или, так сказать, сердцем чуете? Никогда не слышала о нем таких слухов, но не удивлюсь...
richteur From: richteur Date: April 18th, 2019 06:43 am (UTC) (Link)
>скажите, а Вы где-то почерпнули инфо о нетрадиционности Ривза или, так сказать, сердцем чуете? Никогда не слышала о нем таких слухов, но не удивлюсь...

Так он сам признал.
i_ty_toje From: i_ty_toje Date: April 28th, 2019 08:12 am (UTC) (Link)
Люблю это кино, смешное и такое драйвовое
val_wld From: val_wld Date: May 1st, 2019 04:51 pm (UTC) (Link)
"а тут он еще и не в своей роли, такого себе «боевого дрища»"

Но в "Джоне Уике" в этой же роли он очень хорош, нет?
12 comments or Leave a comment