richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Category:

Джонни Мнемоник / Johnny Mnemonic, 1995




На дворе 2021 год от Рождения Господа нашего Иисуса Христа. У власти, ясное дело, киберпанки. Как и подобает уважающим себя киберпанкам, они за малым уничтожили все государства и добились всемогущества транснациональных корпораций; причем основные культурные и финансовые ритмы пульсируют в Азии, а США превратились в отсталую помойку, находящуюся далеко за гранью экологической и гуманитарной катастрофы. Понятие «средний класс» ушло в прошлое, а имущественное расслоение достигло предельной точки: и 0,01% богачей сидит в роскошных дорогостоящих небоскребах, ест ананасы и косточки вниз сплевывает, а нищая беднота получает 125 грамм хлеба в сутки, не гнушается убивать старушек за 10 центов и страдает от ужасной антисанитарии. Особенно страшит спорадически распространяющаяся по свету пагубная нейроболезнь, от которой люди как мухи выздоравливают; коею поражена половина населения земного шара. На этом мрачная вводная заканчивается и мы знакомимся с заглавным героем.



Это смазливый, демонически изящный молодой человек, по имени «Джон Смит», а по сути, «господин Никто. Национальность: без национальности». В детстве у него не было детства, точнее, он лишен возможности о нем вспомнить, ибо все резервы оперативной и долговременной памяти своего мозга без остатка отдал под ёмкие винчестеры: ведь он — МНЕМОНИК. Это такие секретные курьеры будущего, перевозящие особо конфиденциальную информацию в своей личной собственной голове через все границы и проверки — за большие деньги, конечно. Джонни нуждается в средствах, он копит их на операцию по удалению мозговых имплантов и восстановлению «родных» воспоминаний. Осталась последняя «ходка» - и герой, наконец, сможет радостно поплыть по волне своей памяти...



Впрочем, Джонни сразу сталкивается с определенными сложностями. Несмотря на то, что он разогнал свой мозговой жестк... нет, пожалуй, все же «мягкий диск» аж до 160 гигабайт (в 1995 году на моем ПЭВМ стоял где-то 400-мегабайтный HDD, и киноцифра выглядела внушительно... кто ж знал, что развитие устройств хранения информации пойдет по экспоненте и через 20 лет диск емкостью в терабайт можно будет купить за 40 долларов, эквивалент одного ужина в среднем ресторане?), дерганые заказчики, пребывающие на жестокой измене, закачивают ему файл в два раза больший! В принципе, это допустимо — только от информации нужно избавиться в самые скорые сроки, иначе голова треснет по швам как гнилой арбуз. Но тут приходят бряцающие оружием гангстеры-якудза, многих убивают — и только Джонни удается унести от них ноги в послеапокалиптическую Америку, где его уже ждут с нетерпением разные наймиты, христопродавцы и прочие флибустьеры. Ведь в мозг ему записали не что иное, как секретную программу, исцеляющую от той самой нервной лихорадки — в единственном, между прочим, экземпляре: мало кто не хотел бы стать в этой сфере монополистом, чтобы устанавливать какие угодно цены, а пациенты еще бы на коленях молили униженно и руки целовали.



Впрочем, у Мнемоника есть и верные союзники. Во-первых, это кучерявая еврейка (через два года она покажет невпечатляющие сиськи в «Звездном десанте» Верховена — и навсегда исчезнет из фокуса зрительского внимания), которая, якобы, невероятно ловкий телохранитель, но на самом деле — нет. Актриса Дина Меер невероятно — просто до смеху, до слез, до истерики — неповоротлива, и, чтобы вписать в сюжет сие обстоятельство, режиссер придумал, что героиня установила в себя дешевые контрафактные импланты, которые уже начинают глючить. А еще она зачем-то носит дюралевый кольчужный топ на голое тело — и уж этот загадочный ход не объясняется никак (думаю, хотели разбавить угрюмую атмосферу фильма пикантной ноткой — но что-то пошло не так).



Во-вторых, это подпольщик и хороший врач-кибертроник по имени Павук в исполнении небезызвестного Генри Роллинза. Вот этот персонаж мне понравился больше всех, он какой-то... простой и честный - и на фоне остальных действующих лиц, щеголяющих в нелепых одежках, отчаянно выпендривающихся — смотрится очень выгодно. Ну и в массовке наших героев поддержат оснащенные арбалетами бомжи, какие-то чумазые негры с помойки, курирующие местный филиал торрент-трекера и на полную катушку раздающие по всему миру ценный warez.



Ну вот как-то так. Картина, конечно, предельно декадентская. Снял-то ее не профессиональный режиссер, а модный художник-авангардист Роберт Лонго. Изначально он вообще хотел делать камерный бюджетный арт-хаус, но с удивлением обнаружил, что достать на фильм полтора миллиона долларов — гораздо сложнее, чем 25 миллионов. Делать нечего, пришлось брать 25 миллионов и снимать блокбастер. Вернее, говорить всем, что идет работа над «ломовым боевиком с Киану Ривзом и Дольфом Лундгреном», а реально снимать своеобразный капустник, тусовочный стёб над приевшейся эстетикой киберпанка. Но стёб любовный и умелый, доводящий все штампы жанра до абсурда: тут и грозящие поработить мир японские корпоративные самураи, и маньяки с торчащими из голов проводами и чрезмерно навороченными пушками, и бесконечное рыскание по техногенным свалкам, и общая атмосфера господства тоталитарной анархии... Короче, типичный кэмп, который обязательно будет принят большинством кинолюбителей за бесталанный и унылый трэш. Кино, кстати, еле-еле окупилось в прокате, собрало целый ворох «антинаград» и неприязненных рецензий. Но мне оно показалось милым, по-хорошему наивным, визуально эффектным (для своего времени, конечно), а главное — спокойным и незлым.



Пожалуй, единственное нарекание вызвал у меня актер в главной роли, который в 90-х почему-то считался «звездой» - и в фильм его взяли исключительно как «имя» для удобства извлечения денег из продюсеров. Ривз, конечно, очень плохой артист — а тут он еще и не в своей роли, такого себе «боевого дрища» — хотя видно, что даже простейшие трюки ему с большим трудом даются, а еще тяжелее корчить из себя гетеросексуала (впрочем — вероятно, из милосердия к проблемному лицедею — интимных сцен тут всего две и они очень короткие). Я даже в первые полчаса просмотра что-то мошнил на Лонго, вел с ним воображаемый диалог в духе: «Ну зачем ты... этого взял в фильм?! Он же все запорол, это же полный фуфел!» - но тут увидел безмолвный ответ. Когда Джонни-Мнемоник скандалит, прыгая по мусорной куче в свете прожекторов, капризничает как 17-летний любовник генерал-лейтенанта ФСБ, и требует себе крахмальных рубашек и мощную струю любимого на голое тело — я понял: это подлинное произведение искусства, и не мне соревноваться в ироничности и уме с американскими художниками и кинодеятелями.


Фильм просмотрен в рамках кинорулетки "Киберпанк."
Tags: кино Канады, кинорулетка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments