richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Categories:

Фарго / Fargo, сезоны 1-3, 2014-2017



Закончил, наконец, просмотр модного сериала, снятого по мотивам известного триллера братьев Коэнов (и даже, вроде, при некотором их участии). Действие происходит в разные годы, но место одно и то же — мрачный и заснеженный штат Миннесота, заселенный преимущественно потомственными северянами — всякими там шведами да немцами, чья размеренная жизнь нарушается вспышками дикого насилия. А это ведь самое страшное для среднестатистического американца — когда в его маленький мирок 5-тысячного городка врывается Чуждое Зло. Так что все 3 сезона косвенно связаны, да и стилистически выдержаны - в каждом разворачивается своя история, но в ней непременно будет вот что:

1)главный герой-полицейский, хороший и компетентный, но с большими проблемами в личной жизни;
2)харизматичный и веселый наемный убийца, льющий кровь ручьями, но нередко вызывающий симпатию и сочувствие;
3)попавшие в замес добропорядочные граждане, вынужденные убивать — и как-то незаметно для самих себя входящие во вкус, перебирающиеся на темную сторону;
4)чудовищная подпольная организация преступных воротил высокого полета;
5)в нагрузку к основному детективно-нуарному сюжету обязательно прилагается история великой любви и немного необъяснимой мистики.

То есть налицо «суповой набор» высшего качества — неудивительно, что из него получился отменный сериал, близкий к идеалу. Конечно, не все сезоны одинаково хороши, но общее впечатление на редкость позитивное. Вкратце опишу свои впечатления от каждой части.


Первая имеет место в 2006 году, там мимо крошечного городка проезжает талантливый киллер, попадает в аварию. Явившись в поликлинику за медицинской помощью, он случайно пересекается с неудачливым агентом Госстраха Лестером — 40-летним лузером, нищим, бездетным, забитым, женатым на уродливой и злобной женщине. Страховщик жалуется киллеру на свои несчастья, и тот, из какой-то странной прихоти, предлагает избавить его хотя бы от одного из них: убить наглого и агрессивного быка, третировавшего Лестера в школе, а сейчас вновь взявшегося за старое. И убивает. Последствия оказались неожиданными для обоих.

Наемный убийца, как выяснилось, расправился с тайным членом могущественного преступного синдиката Фарго, руководство которого отправляет в Бемиджи высокоэффективную «убойную команду». Интервенция оказывается для него крайне несвоевременной, с учетом того, что он взял в своей организации небольшой отгул для того, чтобы в частном порядке обеспечить существенную прибавку к пенсии (здесь всплывает тот самый чемоданчик с деньгами, ушедшими в никуда в финале оригинального фильма Коэнов).

Лестер же, организовав расправу над недругом, ненароком выпускает на волю своих демонов - и уже не может остановиться, совершая одно злодеяние за другим с невероятной изощренностью и подлостью. Например, убивает жену, и, одновременно становится причиной смерти местного шефа полиции, выходя из положения крайне изобретательно и оперативно. У правоохранителей к нему много вопросов, но инкриминировать Лестеру ничего не получается, поэтому он возвращается домой. Пожалуй, только один человек продолжает питать в его адрес серьезные подозрения: Молли, молодая полициантка — потомственная и очень компетентная служительница закона, которую, к сожалению, никто не слушает, поскольку новый полицмейстер в школе дружил с Лестером и склонен смешивать служебное с личным.

И здесь появляется четвертый главный герой, коп-разиня из соседнего графства — славный мужик, но совершенно не готовый к жесткому противостоянию с опытными убийцами. Однако судьба сводит его с Молли и из профессионального взаимодействия быстро рождается дружба, а потом и взаимная влюбленность — правда, этому чувству предстоит пройти через суровые испытания.

Вторая история разворачивается в Миннесоте 1979 года, когда страна пребывала на дне экономического кризиса, а по штатам разъезжал законченный дегенерат-маразматик Рейган, требуя, чтобы его сделали президентом. Там блюдет закон очень хороший человек по имени Лу: ветеран вьетнамской кампании, герой-офицер, блестящий полицейский и трогательный семьянин. Да вот только в семье не все благополучно: жена угасает от рака, оба прекрасно понимают неизбежность, но с нордическим стоицизмом продолжают любить друг друга. Проблема в том, что семейное единение то и дело нарушается из-за кровавой войны, развязанной двумя преступными группировками: тем самым синдикатом Фарго, организованном на манер фешенебельной корпорации, ведущей агрессивную экспансию — и семейным бизнесом неких Герхардтов, многочисленного, но разобщенного семейства, держащего в руках торговлю наркотиками по всему американскому Северу. Между молотом и наковальней умудряется попасть стремноватая семейная парочка: приземленный мясник и его жуткая жена-парикмахерша в явственно «пограничном» состоянии, в процессе эскалации все более слетающая с катушек.

Среди злодеев второго сезона особенно выделяются два нацмена — угрюмый индеец и франтоватый негр, пытающиеся вести собственную игру. Линия индейца-спецназа показалась унылой (тем более, что ей попытались придать политическое звучание, мол, «коренных американцев» притесняют), а вот негр получился отличный. Начитанный, энергичный, озабоченный этическими проблемами — и при том, опытный боевик и даровитый командир низшего звена. Стоит отметить, что при этом создателям «Фарго» удалось решить типичную проблему криминальных фильмов, в которых негодяи, как правило, выглядят интереснее и притягательнее положительных персонажей. При всей своей яркости и объемности, преступники все же являются очевидным и мерзким злом, нуждающимся в истреблении, так что нормальный зритель все же отдает свои симпатии служителям закона.

Ну и третий сезон, показавшийся мне самым слабым, глупым и искусственным, который я досматривал уже по инерции, повествует о 2010 годе и о вражде между двумя братьями. Один — приятный и честный, успешный бизнесмен и богач; другой — туповатый и неопрятный, мелкая сошка в системе юстиции, якшающийся со шпаной и считающий гроши. В жизнь первого внезапно вторгаются Страшные Люди: демонический урод с кровожадными подручными, осуществляющие успешный рейдерский захват его фирмы в интересах какого-то международного преступного концерна, посредничающего между Первым миром и странами-изгоями типа КНДР, Бирмы, РФ и Зимбабве. А на судьбу второго начинает сильно влиять Роковая Женщина, подстрекающая его к различным неправомерным деяниям. И льется кровь — достаточно обильно, чтобы делом заинтересовалась полиция в лице женщины средних лет, на которую одновременно все навалилось: развод, гибель отчима, понижение в должности, сын-подросток... В общем, забавно за всем этим следить, но никто из героев настоящего сочувствия уже не вызывал, как и надуманные в своей ужасности события, творящиеся на экране. Да по-моему, все признали, что первый и второй сезоны определенно лучше.

Ну вот, как мне показалось, основная идея сериала: одиночки сильнее системы, потому что громоздкая правоохранительная машина склонна пробуксовывать на месте. Поэтому один профессионал с автоматом может поставить на уши целый городок. С другой стороны, система, будучи в целом, глупее индивидуума, тем не менее, гораздо реже совершает идиотские ошибки — типа той, что Лестер совершил ближе к финалу первого сезона. К тому же зло порождает зло, и шанс выжить у этих, казалось бы, неуязвимых уголовников — куда ниже, чем у добродетельных персонажей. Это еще одно свойство сериала: здесь не убивают реально хороших людей, во всяком случае, тех, к кому зритель успел привязаться. На мой взгляд, это симпатично, есть в этой старомодной морали что-то очень трогательное.

Конечно, сериал пестрит «пасхалками» от Коэнов (или оммажем Коэнам): тут тебе и немцы-нигилисты, и казнь на перекрестке Миллера, и отсеченная голова в подарочной коробке, и многое, многое, многое иное. Прелестные диалоги, с сильным метафизическим уклоном, от античных силлогизмов до экзистенциализма Камю. И, разумеется, обильные псевдомногозначительные притчи, которыми герои так и сыпят.

Качественной показалась постановка: но к финалу на «экшене» начали сильно экономить, типа «вы и так знаете, что сейчас произойдет», поэтому в конце мочилово выглядит примерно так: сходятся несколько вооруженных людей, а уже в следующем кадре победители спешно покидают место, усеянное изувеченными телами. Может это и к лучшему: глядеть на однообразные перестрелки и поножовщины прискучивает очень быстро.

А в целом, конечно, сериал — первый сорт. Не портит его даже нелепый третий сезон. Мастерская работа.
Tags: кино США, сериал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments