?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Двойная жизнь Вероники / La double vie de Véronique, 1991 - Чёрный хлеб и белая раса — LiveJournal
richteur
richteur
Двойная жизнь Вероники / La double vie de Véronique, 1991


Есть на свете очень красивая девушка по имени Вероника. Она живет одновременно в двух ипостасях, очень похожих, но, тем не менее, различных. Первая Вероника обитает в апокалиптической Польше, населенной угрюмым и хамоватым народом, прозябает в нищете — но, в общем-то счастлива, потому что у нее есть призвание: петь песни. Дивное пение вводит ее в такой экстаз, что потихоньку выходит из строя сердце. В общем, это такая аллегория короткой, но прекрасной и общественно полезной жизни а-ля «Данко» Горького и прочих восточноевропейских классиков соцреализма.

Другая Вероника имеет парижскую прописку, она и по характеру отличается от своей польской копии, будучи куда более осторожной и невротичной. Почувствовав боли в сердце, тут же идет в кардиологию и отказывается от уроков пения. Живет симпатичной эгоистической буржуазной жизнью, пока не встречается в ее судьбе интересный мужчина, который, похоже и отвечает за все, что происходит и будет происходить с обеими Верониками, одним словом: демиург.

Первый французский фильм Кшиштофа Кесьлевского против ожиданий был принят неожиданно тепло, причем во Франции теплее, чем в Польше. Что, в общем, и понятно, ведь режиссер никогда не был всерьез укоренен в польской традиции остросоциального кино, хотя в 80-е годы под властью импульсов и снял несколько политизированных фильмов. Но к 1990 году борьба утратила актуальность и Кесьлевский вернулся к излюбленной теме: воплощению на экране сложных, странных и даже абсурдных историй, случающихся в жизни обычного человека. Фильм напичкан символизмом не в меньшей степени, чем картины Беклина или Магритта: хотя режиссер и подтрунивал над своими излишне рьяными поклонниками, силившимися во в каждом кадре усмотреть нечто многозначительное, но очевидно, что он является приверженцем герменевтического взгляда на мир.

Как мне видится, главным полем исканий позднего Кесьлевского, как и у русских некрореалистов, является смерть и связанные с нею косвенно моменты: транзитное состояние между бытием и небытием, принятие и непринятие умирания, и, конечно, уже привычное исследование темы влияния случайности на судьбу зрелого человека. Если в «Случае» 10-летней давности один и тот же парень проживал три разных жизни в зависимости от того, удалось ли ему запрыгнуть в последний вагон или нет, а в «Без конца» умерший муж из потустороннего мира серьезно влиял на жизнь жены, то тут различия более фундаментальные. Какими бы выросли две абсолютно одинаковые девочки, доведись одной родиться в прекрасной Франции, а другой — в кошмарной ПНР? Ответ на знаковый вопрос реализован весьма интересно. Во-первых, Кесьлевский не обнажает ярко свой замысел, разделив фильм на две неравные части и смонтировав его очень отрывочно, превратив практически в набор слабо связанных отдельных «картин из жизни». Во-вторых, однако, свой ответ он дает достаточно отчетливо: различий почти нет. Обе Вероники красивы и воспитаны, обеим удается реализоваться в жизни (польке даже больше, чем француженке) — и обе являются марионетками в ловких и натруженных руках.

Польша — это Европа, польский режиссер — это французский (Кесьлевский, Жулавский), английский (Сколимовский), американский режиссер (Полянский, Холланд), поляки быстро избавляются от «родимых пятен социализма» и азиатчины и быстро становятся полноценными гражданами Запада и мира. Великий польский мастер в своем фильме наглядно показал, что огромную любовь к своему народу и своей стране можно органично сочетать с искренним уважением и жадным восприятием других культур. Возможно, поэтому ему удалось влиться в когорту признанных международных творцов, которых лишь по происхождению можно отнести к какой-то конкретной нации. Но лучше этого не делать.

Tags: ,

6 comments or Leave a comment
Comments
zheniavasilievv From: zheniavasilievv Date: November 26th, 2018 12:32 pm (UTC) (Link)
Грандиозный фильм великого режиссера. Мне еще его Декалог нравится. Мне кажется, что случай Вероники - это идея бессмертия. Весь мир населен нашими двойниками, живущими в разных обстоятельствах. Это жутко интересно. Уверен, что где-то жил или живет человек похожий на меня на 95%.
richteur From: richteur Date: November 26th, 2018 01:46 pm (UTC) (Link)
Я тоже в этом уверен.
Сергей Зеньков From: Сергей Зеньков Date: November 26th, 2018 07:09 pm (UTC) (Link)
Польша - это Европа
Утверждение в общем понятно, но - то ли обратной силы оно не имеет, то ли ещё что... Да всё как-то с Востока на Запад режиссёры, а в обратном направлении омбудсмены да военные советники...
Тупо ли экономика тон всему задаёт или всё же не вполне Европа ?..
richteur From: richteur Date: November 27th, 2018 03:42 pm (UTC) (Link)
Разумеется, "не вполне".
Но все же интеллигентный класс поляков вполне может завоевать признание на Западе, это явление уже вполне массовое.
iriska_spb From: iriska_spb Date: December 5th, 2018 02:12 pm (UTC) (Link)
спасибо, что напомнили,
у меня "Двойная жизнь Вероники" лежала на харде еще со времен "Случая" ;о)
сейчас посмотрела, прекрасное кино.
richteur From: richteur Date: December 6th, 2018 06:02 am (UTC) (Link)
Да, лучше сделать невозможно.
6 comments or Leave a comment