?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Тени забытых предков / Тіні забутих предків, 1964 - Чёрный хлеб и белая раса — LiveJournal
richteur
richteur
Тени забытых предков / Тіні забутих предків, 1964


Королевство Галиция и Лодомерия, XIX век. Там проживает народ гуцулов — горделивых и неуравновешенных горцев-славян, одетых в расписные венгерские кафтаны; вооруженных тактическими топорами, которые пускают в ход по поводу и без. Почему-то враждуют две гуцульские семьи, одна бедная, другая богатая: и богачи, естественно, понемногу одерживают верх: последним из своего рода остается ясноглазый парубок Иван. А он испытывает приязнь к неприятельской дочке Маричке. Детская дружба трансформируется во взрослые чувства, тем паче, что прошли годы - и у Иванка подобающим образом заколосились усы, а у Марички грудь налилась в должном объеме. Чтобы заработать на свадьбу, герой уходит в дальние поля, пасти домашних животных; девушка же в то время погибает. И тут перед Иваном всерьез и надолго включается Синий Экран Смерти.

Никогда не видел, чтобы в отечественном фильме переживание утраты было передано так глубоко, пронзительно и беспощадно. Даже немного очнувшись от горя, Иван превращается в тень от себя прежнего, опускается, много пьет; многие принимают его за мертвеца, каким он, собственно и является. Нехотя женится на усатой осетинке, честно пытается строить семью, но безразличие не скрыть, как и обнажившуюся волю к смерти — и нарастающее стремление Ивана к саморазрушению венчается успехом. Впрочем, смерть здесь приравнена к хорошему концу: это загробное окончательное воссоединение с возлюбленной, символизирующее выход из сводящей с ума экзистенции.

Как и многие картины, снятые на излете оттепели, этот фильм совершенно несоветский. Ни тебе классовой борьбы (а в нее развернуть противостояние зажиточных и небогатых гуцулов сам Маркс-Ленин велел: но режиссер подобное развитие сюжета демонстративно проигнорировал), ни национально-освободительного движения (т.н. «украинства» и вообще какой-либо политики здесь тоже в принципе нет), перед нами просто трагическая история любви, поданная с античной простотой и щедро приправленная мистицизмом. Поэтому кино и сейчас смотрится вполне хорошо и актуально.

Нельзя не отметить определенную слабость «Теней», не складывающихся в цельное полотно, так и остающихся набором, во многом, лишь формально связанных друг с другом эпизодов. Кастинг здесь, как мне показалось, также на почти любительском уровне: отдельные персонажи гротескно переигрывают, другие не играют вовсе; в сущности, картину вытягивает на своих плечах один лишь Иван Миколайчук. Актеры второго плана и, тем более, массовка, к сожалению, оставили сильное впечатление ряженых.

Но вот снято это просто удивительно. В некоторых эпизодах (например, сцене с плывущим плотом) оператор выжимает из техники все, что возможно — и это потрясает; некоторые другие сцены, наоборот, поражают своим мастерским лаконизмом. В сочетании с дивным музыкальным сопровождением: многочисленными и отлично исполненными народными песнями, прекрасно вписывающимися в контекст, это полностью искупает некоторую абстрактность действия и неполную вовлеченность актеров в творческий процесс. А если учесть неявные, но несомненные любовь и внимание к культуре угасающего народа, ощущаемые в каждом кадре, можно назвать «Тени забытых предков» - эталонным этнографическим фильмом, какой только можно было снять в СССР.

Tags:

14 comments or Leave a comment
Comments
dubomir From: dubomir Date: November 3rd, 2018 09:01 am (UTC) (Link)
Спасибо. Остерегусь смотреть, пожалуй. Предпочитаю этно-драмы полегче, к примеру югославский "Ко то там пева" (Кто там поет, 1980 или 82), абсолютный блокбастер в своё время (аккурат из него вырос Underground Кустурицы). Был бы рад почитать Ваш разбор оного, коли у Вас будет охота))
richteur From: richteur Date: November 3rd, 2018 09:18 am (UTC) (Link)
Писал когда-то, но очень коротко и невнятно. Помню лишь, что очень понравилось. Может быть, пересмотрю в будущем и напишу подробнее.
dubomir From: dubomir Date: November 3rd, 2018 02:35 pm (UTC) (Link)
Там три момента (плюс 4й): рекурсивный музыкальный номер двух цыган, сексапильная героинька и словесные мемы "папа, я тоже так хочу - и я так хочу, сынок", "полегче, не картошку везёшь", и т.п., - которые до сих пор на слуху в Сербии, например. Четвертый, за кадром, переход к хитрому гению (я не стебусь) по прозвищу Куст, который использовал этот фильм по полной для старта своего кино-мира.

Как-то так, хороших выходных.
Сергей Зеньков From: Сергей Зеньков Date: November 3rd, 2018 09:17 am (UTC) (Link)
понимаю, что возражаю специалисту, но Галиция и Лодомерия - австрийская часть дуалистической монархии.
а на Рождество девушки идут к мадьярским хлопцям... Впрочем даже если это и венг. корона, то, конечно - где-то у своей границы - скорее всего прозрачной по глухости мест

с фильмом не всё так просто - львиную долю "аутентичных" обрядов придумал сам Параджанов (чем вроде бы даже и похвалялся впоследствии, грозясь проделать подобный трюк с папуасами)

в пору своей юношеской влюблённости в гуцульщину, обсуждал с закарпатскими людьми (на моск. стройках - где же ещё!) "этнографические" изюминки "Теней.." - смотрели как на марсианина. Подружились - бывал там в гостях (на Сяткы в т.ч.) - очень гостеприимные, про-русские (это униаты! -20:03, правда), традиционных ценностей люди.

с худ. т. зр.- ШЕДЕВР, конечно! Спасибо.
richteur From: richteur Date: November 3rd, 2018 09:29 am (UTC) (Link)
Фильм снимался в селении Криворовня, это на самом юге КГиЛ. Южнее - те же гуцулы, но в границах Венгерского королевства, отсюда и "мадьяры" (они же не к венграм в гости идут, а к своим сородичам, проживающим в соседнем феодальном образовании).

Выдумывание "аутентичных обрядов" для такого жанра - норма. Скажем, в фильмах Алексея Федорченко "Овсянки" и "Небесные жены" почти все "мерянские" и "марийские" обычаи либо придуманы с нуля, либо реконструированы по аналогии с другими финно-угорскими народами. Да и деятельность профессиональных этнографов, по совести, во многом из такого креатива и состоит.

Гуцулы - действительно, симпатичная народность, как, впрочем, почти все население нынешней Западной Украины.
Сергей Зеньков From: Сергей Зеньков Date: November 3rd, 2018 06:23 pm (UTC) (Link)
"Овсянки" по контрасту с "Тенями.." вещь НАИВНО-вредная: типа Русская Цивилизация (загл. букв не боюсь ни фига) - продукт лоскутной монархии и фсёёё!... Меря и гуцулы притянуты в Сов. Армию зА уши. - Моск. кн-во Вани Васина (Васи Ванина) 2:0 форевер!..
поседел, знаете ли, за 20:14. Прошу прощения.
From: (Anonymous) Date: November 3rd, 2018 01:56 pm (UTC) (Link)
Спасибо Вам за обзор.Все хочу посмотреть этот фильм. Но лучше летом как-нибудь. Негатив, апатия, саморазрушение и смерть это не то, чего бы мне хотелось поздней осенью в РФ. Не смотрели ли Вы фильм Анджея Вайды "Свадьба"?Там тоже Галиция и Лодомерия. И тоже интересный польский национальный мистицизм.
richteur From: richteur Date: November 4th, 2018 01:23 pm (UTC) (Link)
Нет, не смотрел. Что-то я Вайду в последнее время перестал котировать.
Michael Antonov From: Michael Antonov Date: November 6th, 2018 09:27 pm (UTC) (Link)
Странные у вас какие-то представления о советском кино. (Хотя нет, почему странные? Такие у многих высоколоых критиков.)
Почему-то считается, что советское кино должно быть перенасыщено идеологией. При этом не замечается очевидное: один из столпов советской идеологии (по кр. мере с 30-х) - почвенничество. Поэтому для "правильного" советского кино требовалась узнаваемость. А это достигается изображением взятых из жизни типажей и характеров. Частый случай - эпизодический комический песонаж, условно говоря, Дед Щукарь.
Ну какая идеология в снятых в самое что ни на есть сталинское время "Сердцах 4-х" или "Близнецах" с "Подкидышем"?
В результате получается парадокс (но опять же для горе-критиков): в фильмах сталинского разлива порой больше человечности, чем в оттепельных, которые действительно были часто переидеологизированы.
Сергей Зеньков From: Сергей Зеньков Date: November 7th, 2018 03:02 pm (UTC) (Link)
Простите великодушно, знакомы ли Вы с ЖЖ Александра Павленко?

Чтобы не затевать долгой переписки - вкратце: сам он около-троцкистских взглядов, что для творч. человека в общем-то органично. Считает революцию явлением прогрессивным, скатившимся впоследствии на рельсы "договорняка". Развал СССР т.о. предстаёт ПОСТЕПЕННЫМ ДЕМОНТАЖЕМ. Что и отображается в культуре соотв. ист. периодов. Почвенничество - маскировка архаизации жизни, изначально (ещё футуристами) заточенной на прогресс.

Виноват, если придираюсь к словам, но а) один из столпов советской идеологии - почвенничество
наряду с б) оттепельных, которые действительно были часто переидеологизированы немного странно, не так ли? И а) и б) лишь частные проявления идеологии - субстанции крайне змеевидной))
Michael Antonov From: Michael Antonov Date: November 10th, 2018 09:50 am (UTC) (Link)
Нет, не знаком, хотя и слышал что-то о нём.
Моя фишка - концепция двух СССР. Один ("коммунистический") - с Октября до Великого Перелома. После чего (официально - с 1936 г.) начался "большевистский". Русская революция - это не Октябрьский переворот, это Гражданская война. Она имела вид марксистской коммунистической, но на деле была национально-освободительной. Начальный этап - господство ленинско-бухаринских марксистов, затем власть перешла к троцкистско-сталинским(!) почвенникам.
Очень важно понять, что СССР до и после Великого Перелома - это две разные страны, только под одним флагом. Я называю такой перелом (в духе Галковского) криптореволюцией (аналоги - Ночь-длинных-ножей в Германии и Новый курс Рузвельта в США).
Такова моя позиция в очень сжатом виде.
Сергей Зеньков From: Сергей Зеньков Date: November 11th, 2018 11:26 am (UTC) (Link)
ну а хрущёвскую оттепель ревизию куда отнесём?

сейчас "модное" словечко есть - страта. В выражениях типа поэтапное уничтожение страт русского народа (разумея дворянство, духовенство, крестьянство, учёных, армию, флот)

что за свободы отвоевал себе русский народ в Гражданской войне? Я встречал людей, убеждённых, что уничтоженные бывшие русскими-то и не были. Версии - их и Вашу - я (опять таки в духе Галковского)) отношу к сфере криптоинформации. Это когда истинность опытным путём не проверишь. Витает себе такая идея в воздухе, покудова не легализуют её - сверьху
Michael Antonov From: Michael Antonov Date: November 15th, 2018 11:00 pm (UTC) (Link)
Хрущёвскую "ревизию"-то?
А какой у нее был лозунг? "Возвращение к ленинским нормам"? Ну этим-то всё и сказано. Попытка переиграть сталинско-большевистский националистический курс и восстановить марксистско-коммунистическую линию. Я называю команду, захватившую власть в 50-е (а это именно команда, не просто Хрущёв) МЛАДОКОМИНТЕРНОВЦАМИ.

Да, и еще я смотрю на Ленина как на крайне злодейскую падлу, сделавшую много пакостей не то что России - русской революции! Сами понимаете, с такими воззрениями мне не то что с верными ленинцами - с троцкистами или сталинистами не по пути.

А насчет того, что бывшие - нерусь, полностью согласен. И вообще РИ в моих глазах образование больше колониальное, чем национальное. (В том и была ошибка Сталина, что он воспринял ее как образец русского и стал выправлять СССР под нее. Которая, впрочем, "не может быть поставлена в вину ему лично".)
Сергей Зеньков From: Сергей Зеньков Date: November 16th, 2018 07:33 pm (UTC) (Link)
Ну - положим - нерусь выбили. И кем остались сами после этого? Вице-королевством Норд-Индии? (ну, никак без ДЕГа!..))
Вам - похоже - Господин Великий Новгород по нраву.. Но, боюсь, тамошняя элита (без которой далее Шелонской пятины вряд ли бы кто и двинулся) в Ваших глазах
из неруси опять таки едва ли бы и выкарабкалась.
Русские от прочих Вост.-европ. народов отличаются в 1-ю очередь собственным модусом цивилизации и - во 2-ю - ареалом последней. Ни у эрзя-мордвы, ни у словаков, ни даже у шведов-поляков ничего подобного не видать.
14 comments or Leave a comment