?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Интердевочка, 1989 - Чёрный хлеб и белая раса
richteur
richteur
Интердевочка, 1989


Где-то полгода мне потребовалось, чтобы духовно восстановиться после «Маленькой Веры» и набраться сил посмотреть картину, неразрывно и незримо с ней связанную. Ведь говорим «Маленькая Вера» - подразумеваем «Интердевочку», примерно как путаем «Вечное сияние чистого разума» с «Реквиемом по мечте»... Тоже ж фильм про невыносимость позднесоветской жизни, про разнузданный «сиэкс», про мезальянс и аутбридинг, с непременным наличием на экране нескольких голимых полунагих телок.

Только тут действие происходит не в Мелитополе, а в Санкт-Петербурге. В гостинице «Прибалтийской», близ которой прошла почти вся моя студенческая жизнь. Так что сие произведение я с самого начала смотрел не только как зритель, но и как авторитетный и строгий эксперт. И надо сказать, что моя «вера в предлагаемые обстоятельства» с самого начала оказалась поколебленной: вышибленная из отеля героиня вскоре оказывается на Университетской набережной — но там расстояние не меньше 5 километров, и после бурной ночи, да еще на шпильках, такие прогулки — удовольствие среднее. То есть, москвич Тодоровский, как и, например, Данелия в «Осеннем марафоне» просто не знали питерской фактуры, и, зачем-то использовали в работе халтурные методы; хотя чего проще — снимали бы у себя в Москве.


Сразу же насторожил и основной «гвоздь» сюжета: неземная любовь европейского бизнесмена к советской проститутке. Этот мощный сюжетный ход талантливого совписа Влади́мира Влади́мировича Ку́нина(настоящая фамилия — Фе́йнберг) вымораживал меня на протяжении всех 2 часов и 20 минут хронометража. Здесь, якобы, денежные иностранцы — шведы, итальянцы, японцы — липнут к «русским красавицам», так что вся народная милиция оторвать не может, хотя гостиничные шлюхи страшны как Афганская война (лишь молодая Дапкунайте не вызывает рвотного рефлекса). Но, может, это сделано нарочно, чтобы на фоне потасканных и перепрелых «интердевочек», размалеванных словно руандийские ополченцы «интерхамве» протагонистка выглядела Богиней? Никак нет.

К сожалению, в случае с Еленой Яковлевой мы видим типическую печальную и неразрешимую ситуацию, когда хороший, вроде бы, человек в жизни (разбитная и простоватая, но порядочная и сердобольная хохлушка) - одновременно представляет собой абсолютный нуль как актриса. Яковлева почему-то все время говорит дебильным «сюсюкающим» голоском (даже в откровенной беседе с матерью), без причины разражается мерзким писклявым хихиканьем и, вероятно, была взята в фильм Фейнбергом и Тодоровским лишь потому, что внешне представляет собой идеальную шиксу — европеоидную блондинку нетяжелого поведения.

Но в глазах неевреев она не то, чтобы красавица: пожалуй, «шавка беспородная» - самое подходящее к ней определение. Вроде, в отдельных ракурсах Яковлева выглядит миловидно, но неизящная фигура (женщины бывают стройными, а бывают «тощими» - вот это как раз второй случай), корявая пластика движений, любовь к придурковатым гримасам — а также быдломакияж и безвкусные проституточные одёжки делают законченным образ «дешевой курвы», из тех, что за скромное вознаграждение сосут у усталых дальнобойщиков и гаишников... Она еще и в постели типичное бревно, так что не вижу ни одной причины питать к ней влечение – но 40-летний презентабельный швед, не вылезающий из загранкомандировок, конечно же, не мог найти себе вариант получше. Ну ладно, примем во внимание тот факт, что в Европе действительно сложно с женщинами; с красивыми женщинами еще сложнее, так что у тамошних инфантилов вполне социально приемлем импорт советских бабцов, пусть даже и с... «бэкграундом».

На пути к вожделенной загранице внезапно встает еще одно препятствие: нужно заручиться согласием канувшего в Лету отца — мол, он не имеет к героине никаких имущественных претензий. Яковлева находит папашку без особого труда, а дальше начинается что-то труднообъяснимое. Видно, что это — стремноватый, полуопустившийся дядька, но это не гнусный ханыга, а задавленный бытом инвалид и заботливый отец семейства. То есть, человек договороспособный и изначально настроенный вполне миролюбиво, однако проститутка начинает читать ему мораль, нагло хамить и чуть ли не угрожать, в результате чего попадает на бабки. Оскорбленный мужик реагирует по принципу «острее дашь — острее получишь» и требует отступного. Яковлевой приходится вновь ложиться под инородцев, но, поскольку она «выбыла из корпорации» - на куда менее приемлемых условиях.

Но чу! «Интердевочка», наконец, разобралась с советской бюрократией, расписалась с прекрасным принцем и прилетела в Шведское королевство, где тут же получила все вещи, без которых не обойтись: престижную иномарку «Фольксваген», золотую пектораль, горностаевую мантию и кровать из «Икеи». Необходимо и дальше заниматься полоумным консюмеризмом, но муж (вот сволочь!) рекомендует ограничить траты, настаивает он и на отказе от общения со всякими совками, которых Яковлева так и норовит затащить в дом. Та безуспешно пытается найти работу (не утруждая себя даже изучением языка), осознает, что шведы настроены достаточно русофобски, к тому же от репутации бывшей шлюхи просто так не отделаешься. В довершение ко всему, на родине происходит ужасное: менты, припершиеся с обыском, разъясняют наивной матери, что ее дочь трудилась в сфере сексуальных услуг. Последствия страшны! Впрочем, фильм заканчивается очень хорошо, поскольку даже самый дурной зритель к финалу понимает: героиня — радикально отрицательный персонаж. Я с этим очень даже согласен, поскольку не уважаю проституток (хотя за официальный легалайз, ессно) и был бы оскорблен в лучших чувствах, если б у Яковлевой все закончилось хорошо.

Фильм — пример эталонного произведения «на злобу дня»: выхватить «жареную» тему и обыграть ее на все лады, до полного гротеска. Сейчас, конечно, все это не смотрится — хотя проект, безусловно, качественней во всех отношениях, нежели «Маленькая Вера». Это уже просто неактуально, как проза Солженицына или исторические изыскания Карамзина. Смешно даже подумать, что кто-то нынче включит такое кино иначе как из ностальгических или юмористических побуждений. К сожалению, Тодоровский, и ранее не дававший повода мыслить о нем как о великом режиссере, этой конъюнктурной лентой окончательно отпугнул от себя музу, кончился как более-менее талантливый кинематографист.

Tags:

24 comments or Leave a comment
Comments
dm_bondarenko From: dm_bondarenko Date: September 12th, 2018 06:27 am (UTC) (Link)
В очередной раз снимаю перед Вами шляпу.
Смотреть подобные фильмы, а тем более писать отзывы на них, требуют сильной воли!
feona2003 From: feona2003 Date: September 12th, 2018 06:29 am (UTC) (Link)
Ох эта молодежь!!!
richteur From: richteur Date: September 12th, 2018 01:43 pm (UTC) (Link)
А меж тем, это наше культурное наследие. Какое уж есть...
feona2003 From: feona2003 Date: September 12th, 2018 06:28 am (UTC) (Link)
В принципе, да, все так и есть. Очень согласна. Но мне там каждая героиня нравится по отдельности. Недавно пересматривала, но по другим ностальгическим причинам. Да еще после того, когда в одной подзамочной записи одной блогерши, которая почти так же рассудила про фильм, пришел один пожилой интеллигент и давай крушить и ломать, что мол фильм прославлял и рекламировал профессию проститутки (и все героини там положительные) и что после него толпы ринулись на трассы! Я, конечно, было пыталась поспорить, но там глухо(
Полагаю, тут дело не в незнании питерской фактуры. Просто эффектные условные кадры. Мне нравятся.
И в сцене с отцом очень ее понимаю. На самом деле у меня несколько таких знакомых есть, которые через много лет находили своих отцов и были они в подобном состоянии, ну не смогли они им простить. Не смогли. Это уже входит в подсознание.
richteur From: richteur Date: September 12th, 2018 01:46 pm (UTC) (Link)
Проституция прекрасно процветала под контролем КГБ и до 1989 года, после перестройки девки действительно ломанулись на панель, но это следствие политической и экономической либерализации, а вовсе не культурное влияние фильма (с тем же успехом можно было бы все свалить на песенку "Путана").
basil_mp From: basil_mp Date: September 12th, 2018 07:08 am (UTC) (Link)
Очень правильный обзор, подобные советские фильмы нужно смотреть именно как комедии.

> Но в глазах неевреев она не то, чтобы красавица

Не Хайди Клум конечно. Однако, справедливости ради, подобных типажей полно и в американском кинематографе.
richteur From: richteur Date: September 12th, 2018 01:48 pm (UTC) (Link)
Да все советские фильмы в чем-то комедии...

Думаю, у Яковлевой типично польская внешность, именно такие "панночки" были недосягаемым идеалом красоты для потомственных жителей местечек и штетлов.
romanetto From: romanetto Date: September 12th, 2018 07:52 am (UTC) (Link)
Не люблю Яковлеву вообще нигде, она всегда именно так и разговаривает, и хихикает.
richteur From: richteur Date: September 12th, 2018 01:52 pm (UTC) (Link)
Похоже, так. Но я даже не могу вспомнить, где она еще играла роли похожего масштаба (если не считать дешевые милицейские сериалы).
pol_ned From: pol_ned Date: September 13th, 2018 03:32 pm (UTC) (Link)
а ты по кино только ее знаешь, или по театру тоже?
romanetto From: romanetto Date: September 14th, 2018 08:38 am (UTC) (Link)
Я только в одной антрепризе ее видела! Но я люблю театральную (даже, скажем там, антрепризную гипертрофированную) игру, спектакль был интересный, ну а на Яковлеву, конечно, необходимо посмотреть вживую по возможности, это легендарная актриса благодаря "Интердевочке".
pol_ned From: pol_ned Date: September 14th, 2018 08:53 am (UTC) (Link)
знаешь, если даже брать телевидение, мне кажется она для большинства зрителей уже не столько "интердевочка", сколько "Каменская", или героиня из "Петербургских тайн" (отличный пример малобюджетного сериала по русской классике, снятый в 90-х, что удивительно - не про бандитов, а именно классика). Попробуй посмотри с ней "Грозу" Серебренникова, она там прекрасна.
romanetto From: romanetto Date: September 14th, 2018 10:21 am (UTC) (Link)
Наверное, для обычного телезрителя - да, Каменская) Но для кинолюбителя все же Интердевочка, весьма нашумевший фильм, и я не имею в виду, что надо помнить его и смотреть в год выхода, Рихтер вот сейчас посмотрел) И хотя кино само по себе не ахти, оно произвело некий скандальный фуррор, тем и отметилось в истории кино, и в этом контексте Яковлева легендарна в некотором роде :)
pol_ned From: pol_ned Date: September 14th, 2018 10:32 am (UTC) (Link)
в этом контексте - в некотором роде легендарна, да, но мне в целом Яковлева симпатична в кино, а в театре - тем более. Но она очень своеобразная,это бесспорно. Поэтому, реакция отторжения у части зрителей - естественна)
zheniavasilievv From: zheniavasilievv Date: September 18th, 2018 11:32 am (UTC) (Link)
Ох, да, помню это волну. Резали-правду матку тогда страшно. Меня зовут Арлекино! Маленькая Вера! Интердевочка! Воры в законе! Авария дочь мента! Куколка! Игла! Как ни крути, но эти фильмы стали приметой времени.
stagla From: stagla Date: September 12th, 2018 11:10 am (UTC) (Link)
Те времена сами по себе были сплошным гротеском и пародией. Как вспомнишь так вздрогнешь.
И образы были вполне естественны.
По крайней мере не помню что б тогда чото резало взгляд.

Но канеш этот шведофинн несколько страннен в своей привязанности.
Хотя я знавал и более странных.
richteur From: richteur Date: September 12th, 2018 01:56 pm (UTC) (Link)
Ну, он вполне аутентичен. Уловили, в общем, такой промежуточный дух времени - если в начале фильма быть валютной проституткой еще стремновато, то в конце - уже вполне приемлемо и чуть ли не почетно (особенно если маскироваться под какие-нибудь "эскорт-услуги" или "временного личного переводчика-гида").
i_ty_toje From: i_ty_toje Date: September 12th, 2018 03:28 pm (UTC) (Link)
Не так давно посмотрел и вот и смешно и грустно.
richteur From: richteur Date: September 14th, 2018 07:05 am (UTC) (Link)
Мне было грустно лишь от смерти матери. В остальном это трэш-сюр.
i_ty_toje From: i_ty_toje Date: September 14th, 2018 01:39 pm (UTC) (Link)
Я многое из этого помню, конечно без гротеска. Но...
Сергей Зеньков From: Сергей Зеньков Date: September 12th, 2018 05:44 pm (UTC) (Link)
Эх! Суть-то перестройкина в чём была? - Правильно! - сравнительно честный отъём денег у гргр. Людям умудрялись продавать вещи, присущие им имманентно - секс например. Т.о. моя программа с тех пор : Реакция на новое д.б. нулевой.
richteur From: richteur Date: September 14th, 2018 07:07 am (UTC) (Link)
Типа того.
zheniavasilievv From: zheniavasilievv Date: September 18th, 2018 11:20 am (UTC) (Link)
Забавно, что Интердевочку я смотрел еще в Ленинграде в 1989 году и она произвела на меня меньшее впечатление, чем сам Ленинград, его Невский Проспект. Никогда ни один город в мире не потрясал меня так как Питер 1989 года Панки, протестанты, металлисты, инострашки, первый ход-дог, вареные джинсы, ЛГУ, Питергоф, белые ночи, Нева - это был культурный шок.
richteur From: richteur Date: September 18th, 2018 01:49 pm (UTC) (Link)
Вполне понимаю )
24 comments or Leave a comment