richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Береги свою косынку, Татьяна / Pidä huivista kiinni, Tatjana, 1994



Чудной фильм о русско-финских взаимоотношениях в любимой Каурисмяки стилистике 70-х годов: зализанные волосы, гигантские воротники рубашек, необъяснимая тяга к бесцельным путешествиям. Двое главных героев — аддикты. Флегматичный портной постоянно забрасывает на изнаночную плоскость головы кофейный напиток — иначе в нем просыпается Зверь. Его спутник — бывший рокер и автомеханик, он Rauschtrinker: пьет, чтобы жить; как только перестанет пить — перестанет жить. Герои — не друзья и не товарищи, а просто попутчики; молчаливо сбежали от тяготившей их повседневности: один от деспотичной мамы, другой от уголовного преследования. Эти два мужика бессмысленно колесили по Финляндии на «Волге», слушая старинные бодрые песни, когда вдруг встретили сломавшийся советский туристический автобус: оттуда вышли две русские женщины средних лет и попросили подбросить их до Хельсинки. Так завязывается главная интрига этого шикарного «тупосюжетного» road movie: переспят разнополые герои — или таки нет.

Дамы, как и подобает, более рациональны и активны нежели мужичонки, но тоже смотрятся как-то потерянно, непонятна цель их визита в республику Суоми, при том, что одна из них постоянно честит своих визави «финскими дураками» и «балдами» за их нерешительность. Бедолаги, однако, от этого напора только сильнее трусят и уходят в привычные зависимости. Но механик смог выйти из этого порочного круга, следуя за Татьяной, как-то все же более близкой финскому сердцу, оттого что она полуэстонка. А разница между русской энергичностью и агрессивностью — и финно-угорской робостью и замкнутостью не оставила несчастному портному шанса изменить свою жизнь — впрочем, может, и спасла от множества бед и разочарований.

Эта коротенькая картина — как и все произведения режиссера — сопряжена с мрачноватым размышлением о стремительно меняющемся мире и непредсказуемости будущего. Фабула фильма — спекулятивный эпизод из прошлого, наглядно иллюстрирующий, что природа (социум) не терпит пустоты: мужчины пока еще хозяева положения, но настолько запутались в жизни, что готовы отдать всю инициативу решительному и расчетливому прекрасному полу. У женщин не получается принять подачу с первого раза, но в будущем они, несомненно себя покажут (почти во всех поздних фильмах Каурисмяки женщины благополучнее мужчин).

С моей точки зрения, «Татьяна» - не шедевр, но нормальное, лаконичное и непретенциозное авторское кино на любителя. Лично я — любитель: нравятся мне каурисмяковские безучастные и эмоционально обделенные персонажи, нехитрые простонародные декорации, аскетические сюжеты и юмор, тонкий настолько, что кажется толстым троллингом. Но также и понимаю, почему большинство зрителей, посмотрев сей фильм, сочтут, что в их отношении была нарушена Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Tags: кино Финляндии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments