richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Categories:

Мертвая зона / The Dead Zone, 1983



Решил поддержать новый проект, «выездную кинорулетку» - и конкретно отважного господина a-garvey, первым вызвавшегося выступить в роли организатора. Тема, «Канадское кино» - не то, чтобы вызывала рьяный интерес, но те немногие канадские фильмы, что я смотрел, оставили вполне симпатичное послевкусие, так что углубление знаний о культурной жизни этой страны оказалось весьма кстати.

Но сразу отмечу: чего-то специфически канадского в этом фильме не увидел (Бог знает, что я подразумеваю под «специфически канадским»: наверное, конных полицейских в красной униформе и примкнувших к ним хоккеистов, и чтобы все в конце каждой фразы произносили «э?»), более того, события разворачиваются в США, хотя и в смежном регионе Новой Англии.

Ведь кинокартина снята по книге живого классика Стивена Кинга и повествует вот о чем: молодой учитель Джонни, очень порядочный человек, попадает в автокатастрофу, получает травмы. Лежит в коме 5 лет, просыпаясь одиноким инвалидом, чье состояние необратимо и планомерно ухудшается. Но в ходе трагедии он получил Дар. Рукопожимая, он может прорицать будущее, настоящее и прошлое человека, с которым вошел в тактильный контакт. Правда, каждый сеанс ясновидения сильно бьет по здоровью и Джонни не горит желанием использовать свой талант, да и внимание желтой прессы не больно-то ему по нутру. Но однажды герой узнает, что победа некоего кандидата на выборах превратит Землю в ядерное пепелище и начинает много размышлять на этот счет.

Стивен Кинг, как известно, придерживается ультралевых взглядов, а левая идеологическая традиция спокойно и даже поощрительно относится к политическому терроризму. Ведь если человек мешает Всеобщему Благу, то почему бы его не убить? Даже если он еще не совершил никаких предосудительных поступков, но ТЕОРЕТИЧЕСКИ может сделать что-то неприемлемое, то по отношению к нему надлежит применить репрессалии, в полном соответствии с логикой «лучше расстрелять тысячу невиновных, чем отпустить одного виновного». Кинг в своем произведении еще и избавляет публику от всяких угрызений совести в духе «а вдруг все это было ошибкой?», вселяя железобетонное, практически нотариально заверенное убеждение о непогрешимости дара положительного героя и раскрывая сложный внутренний мир антагониста. Жаль только, что в жизни мы не сталкиваемся с такими тривиальными задачами.

Фильм «Мертвая зона» еще сильнее смягчает непростой вопрос, нехороший политик в виртуозном исполнении Мартина Шина, с самого начала показан предельно отвратительным гадом, просто ходячей грязью, которую надо убить даже не за будущие прегрешения, а просто хотя бы из эстетических соображений. Так что зрителю не придется включаться ни в какую моральную борьбу (сомнения Джонни в картине сводятся к экспресс-диалогу с еврейским доктором: «-А вы убили бы молодого Гитлера? -Моя специальность — спасать людей, и потому: определенно да, убил бы»), все выводы преподносятся в готовом виде, на блюдечке.

Но, несмотря на легкую сумбурность и противоречивость, фильм не показался мне плохим. Главным образом благодаря игре Кристофера Уокена. Непривычно видеть его в роли положительного героя, но он справился, представив сильный образ скромного стоика, мучительно решающего вопрос: уйти ли в безвестность и жить своей жизнью, старательно скрывая Дар от непосвященных — или, жертвуя собой, спасти мир, погибнув мучительной и бесславной смертью. Как мне помнится, в книге этот гордиев узел был разрублен довольно бездумно, Кроненберг же подошел к ситуации со значительно большим тактом.

Есть в этой картине что-то античное, простое и здоровое. Во-первых, конечно, реминисценции греко-римской традиции тираномахии, во-вторых — лаконичность и безыскусственность повествования, в центре которого — главный герой и его борьба с самим собой. В-третьих — неожиданно мощный катарсис в финале, отчего-то очень взволновавший и вдохновивший. Результатом сопряжения этих факторов стал очень неплохой ретро-триллер, с терпимым налетом мистики - вполне годный и по нынешним временам.
Tags: кино Канады, кинорулетка
Subscribe

  • Начальник Чукотки, 1966

    Значит, в 1922 году на Чукотку отправляется некий красный комиссар и умирает. К нему, однако, прибился юный писарь, который не находит ничего…

  • Голос, 1982

    Иногда приходится умирать, даже если ты не слишком этого хочешь. Даже если ты совсем молод и являешься звездой национального масштаба на взлёте -…

  • Полёты во сне и наяву, 1983

    В Советском Союзе живет мужчина. По нынешним меркам еще молодой, интеллигентный, привлекательный, общительный. Легко заводит друзей и любовниц - и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments