?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Три тополя на Плющихе, 1968 - Чёрный хлеб и белая раса — LiveJournal
richteur
richteur
Три тополя на Плющихе, 1968


Смотрел я этот экзистенциальный фильмец и изумлялся. Все-таки на фоне тотальной аморальности жизни в Совдепии, лживости и безысходности ее официальной идеологии, советское кино зачастую было глотком свежего воздуха. С экранов редко показывали откровенное людоедство: в худшем случае озвучивались полувегетарианские максимы «не много убей», «не много укради», «иногда почитай отца и мать» (по Галковскому) и так далее в том же духе; но порой творцы умудрялись протащить под радарами вполне крамольные и благородные мысли. Но фильмец «Три тополя на Плющихе» по степени оголтелости und густопсовости в моих глазах переплюнул даже такие шедевры коммунистической пропаганды как «Тегеран-43», «На войне как на войне» и экранизации сочинений генерала Цвигуна...

Есть, значит, в Московской губернии сельцо — в просторечии колгоз. Проживающие там обитатели делятся на два сорта, собственно, колгозники — суть государственные пеоны, крепостные, обремененные многочисленными повинностями и сильно пораженные в правах. И есть вольные, как бы черносошные люди, в счастливых рядах которых обретается семья Нюрки, главной героини фильма. Ее муж, видимо, после армии сумел получить документы и вырвался из рабской зависимости; вызволил оттуда и жену. Он занимается интересным и полезным делом, зашибает деньгу, никогда не бьет домочадцев — то есть, по всем понятиям, это замечательный и достойный человек. Но с точки зрения авторов фильма это чмо и мудак.


Ведь образцовый совок обязан впахивать за трудодни, трудясь надрывно, позорно и болезненно; не иметь за душой ничего, и, очень желательно, сдыхать за пару недель до выхода на пенсию. А, да, я забыл — в 60-х годах колгозникам пенсия не полагалась... или уже давали несколько рублей в месяц? Представленную же нам с экрана семью можно охарактеризовать презрительным советским термином «собственнички» - несмотря на проживанье в деревне, они умудряются жить не впроголодь, иметь кое-какие необязательные в хозяйстве вещи и даже изредка позволять себе роскошь типа поездки на такси.

Собственно, героиня нанимает таксомотор, когда едет с вокзала, лелея мечту реализовать на частном рынке килограммы соленой свинины — и попутно вправить мозги родственнице супруга, стремящейся развестись с мужем, отбывающим справедливое наказание в местах лишения свободы (за что его оформили, толком не говорится, но вообще в СССР считалось делом чести бросить попавшего в беду супруга). Шофёры презрительно игнорируют пейзанку, за версту чуя, что та непременно попытается кинуть с оплатой, но один сердобольный таксист все же берет сомнительного пассажира. Параллельно в фильм вставлена необязательная (по тем временам очень политкорректная, а ныне смахивающая на невольное разжигание) сценка с кара-киргизами, задумавшими убежать от Ташкентского землетрясения и как-то, по грехам своим, оставшимися в кафирской Москве НАВЕЧНО. Надо же было объяснить недоумевающим москвичам, что им придется потесниться и уступить Lebensraum приветливым таджикам, проку от которых в примитивном хозяйстве было намного больше, чем от белых людей.

Избавившись от умилительного туркмена, водитель принимается незатейливо кадрить мордатую провинциалку и та с готовностью отвечает на его вялое пикаперство и даже исполняет Песню, столь яростно переигрывая с извержением пасторального пафоса, что действия ее дочери, несколько ранее невозмутимо заглушившей материнское блеянье циничными руладами Пиаф получили мое горячее одобрение. Таксист, однако, старательно имитирует наслаждение от Нюркиного бенефиса и приглашает ее в кинотеатр, предчувствуя жаркую ночь любви, но... Судьба, как известно, несправедлива: Нюрку, словно отправляемых на фронт красноармейцев, запирают на громадный замок — она не в силах вырваться из квартиры и в состоянии лишь из окна пожирать принарядившегося и приободрившегося мужика своими влажными коровьими глазами. Но и с этим не до конца получается, потому что через 4 часа ожидания уставший таксист, наконец, уезжает в закат.

А дома муж с пиететом считает засаленные рубли и общается с женой брутально рублеными фразами, а по надежной радиоточке передают ту самую Песню (в более лучшем исполнении, ессно) и склонный к флэшбекам бабец, наконец, осознает масштаб пережитого события. Конечно, хотелось бы верить, что она в итоге поняла, насколько счастлива: работящий муж-альфач, два отменных ребенка, уровень жизни на порядок выше, чем у копошащихся в кале односельчан — но, зная женскую натуру, не приходится на это уповать. Скорее, теперь Нюрка будет тосковать в поисках утраченного таксиста и продолжать беситься с жиру, ведь подобным телкам, в общем-то и не нужен повод для иррациональной депрессии.

Такое вот сомнамбулическое полотно получилось у Татьяны Моисеевны Лиозновой. Почему такая жёсткая, на грани фола, подача — понятно: чтобы в СССР сделать кинокарьеру, женщине, да еще и еврейке приходилось лезть из кожи вон (она ж еще и членом приснопамятного «Антисионистского комитета» вынуждена была числиться) и выкрикивать человеконенавистнические лозунги настолько оглушающе, что коллеги мужского пола, наверняка реагировали деликатными репликами в духе «А Танюша-то у нас чего-то прям разошлась...»

Но скверным фильм становится даже не из-за пропаганды, а по причине общей мутности авторского послания. Хорошо чувствуется, что мутность эта не «концептуальная», а от слабости Лиозновой как режиссера — у нее и «17 мгновений» столь же топорными получились. Вся эта история больше всего похожа на то квохтание, когда тупые клуши собираются за рюмочкой, и начинают роптать на «горькую женскую судьбинушку», поносить проклятых самцов, которые виноваты вообще во всем. И Лиознова, страшная как арабо-израильская война, да еще и с «сильным характером» (ни разу не была замужем) - всячески потрафляла эстетике подобных посиделок и популяризовала ее как могла. Так что у людей, пристрастным к дешевым эффектам и неумеренной цыганской эмоциональности, просмотр сего фильма вызывает неконтролируемое слезо- и соплеотделение, а всех остальных обрекает на муки Христовы.

Tags:

19 comments or Leave a comment
Comments
apalgo From: apalgo Date: August 29th, 2018 07:40 am (UTC) (Link)
Браво. Что бы смотреть подобную муть, наверное надо быть ну очень любопытным и вдумчивым человеком. Суметь как то вытерпеть и проанализировать этот шизобред, как и большинство советски картин , мне не хватает духу -- чисто физически больно смотреть.

Edited at 2018-08-29 07:58 am (UTC)
richteur From: richteur Date: August 29th, 2018 02:47 pm (UTC) (Link)
"Достигается упражнением" )
Мне вот профессиональный спорт кажется мутью и дурью, даже смотреть противно, а уж представить себя, занимающимся ЭТИМ... (непроизвольный сблёв)
Так что "от каждого по способностям"
mr_garett From: mr_garett Date: August 29th, 2018 08:23 am (UTC) (Link)
Я это даже за пряники смотреть бы не стал. Скука же смертная.... От одного названия уже начинает колбасить.

Производство киностудии Детских и Юношеских фильмов им. Горького? Тут у меня произошел взрыв мозга.

Edited at 2018-08-29 08:25 am (UTC)
richteur From: richteur Date: August 29th, 2018 02:48 pm (UTC) (Link)
Фильм снят по произведению, названному еще прелестнее: "Три тополя на ШАБОЛОВКЕ" )
dm_bondarenko From: dm_bondarenko Date: August 29th, 2018 11:53 am (UTC) (Link)
Не смотрел и даже не хочется.
richteur From: richteur Date: August 29th, 2018 02:52 pm (UTC) (Link)
Так его изначально снимали не для того, чтобы кто-то посмотрел )
stagla From: stagla Date: August 29th, 2018 02:43 pm (UTC) (Link)
Это ты потомушто с питера
Потому и хочешь москвичей зачморить

А мы просто широкие душой. И можем хорошего человека и в кино сводить без планов присунуть.
Так то.
richteur From: richteur Date: August 29th, 2018 02:53 pm (UTC) (Link)
Шофер "с Питера".
stagla From: stagla Date: August 29th, 2018 03:27 pm (UTC) (Link)
О как!
Видал как столиция на него благотворно подействовала!
Сергей Зеньков From: Сергей Зеньков Date: August 29th, 2018 06:30 pm (UTC) (Link)
знаю как похоронить шэдьовр - сделать в цвете: у ч/б кино своя магия
на ней лишь и держатся 3 т на Пл

ну и кншн на том что совр р/я кино неск. этажами ниже
richteur From: richteur Date: August 30th, 2018 12:11 pm (UTC) (Link)
Сов.согл.
feona2003 From: feona2003 Date: August 29th, 2018 07:03 pm (UTC) (Link)
Я настолько не переношу Доронину, что фильм смотрела, конечно, но с чувством глубокой раздраженности)))
richteur From: richteur Date: August 30th, 2018 12:13 pm (UTC) (Link)
Именно, что с учетом послезнания не получается воспринимать эту гнусную стерву (во время съемок насмерть поссорившуюся, кстати, и с Ефремовым, и с Лиозновой) как "задушевную", "светлую", "милую" женщину.
zheniavasilievv From: zheniavasilievv Date: September 1st, 2018 08:22 am (UTC) (Link)
Я равнодушно относился к этому фильму, но и не сильно его презирал. Ну Золотая Коллекция, те-се, я почитал Ваш пост и захохотал. Да это же БАБСКАЯ МАЕТА в духе "А тому ли я дала" тут реализована. Очень, страшно жаль, что у фильма нет конца - где Ефремов бы выебал Доронину и, как водится, почти всякому таксисту выбросил селянку на помойку.
richteur From: richteur Date: September 2nd, 2018 02:27 pm (UTC) (Link)
Как-то так, да.
snigir From: snigir Date: September 21st, 2018 12:02 pm (UTC) (Link)
И всё же хорошо, что страшная Лиознова не пошла указанным Вами путём и не сняла фильм про любовь Нюрки к зажиточному альфа-бакенщику. Ведь он "чмо и мудак" не потому, что зашибает деньгу, а потому что, подобно свинье, никогда не видит неба. И жене его застит.
richteur From: richteur Date: September 21st, 2018 01:19 pm (UTC) (Link)
Хорошо.
Alex Krylov From: Alex Krylov Date: September 22nd, 2018 12:16 pm (UTC) (Link)
Муж показан в неприглядном свете по вполне понятной причине - чтобы у кинозрителей не было когнитивного диссонанса. Обычная рационализация, свойственная представителям обоих полов, когда надо оправдать или поход налево, или уход насовсем. А сам фильм - типичное женское кино. "Мосты округа Мэдисон" Клинта Иствуда очень на него похож.
Michael Antonov From: Michael Antonov Date: September 22nd, 2018 07:11 pm (UTC) (Link)
Ну что вы, "топорно"! Какую конфетку из ю-семёновских "17-ти мгновений" она сделала! Правда, говно говном осталось, но старания режиссера учесть надо.
19 comments or Leave a comment