richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Category:

Про современное югославское кино

zheniavasilievv задал вопрос:

«Отчего в новых югославских кинематографиях доминируют сербы и Новая Сербия? Почти все фестивальные призы у них. Кустурица, Зечевич, Шиян, Петрович, Паскалевич - вроде как сербы, а все остальные на втором плане.»

Вопрос дельный. Чтобы ответить на него, надо немного углубиться в прошлое.


Начиная с 40-х годов в Сербии было больше всего киностудий, которые вели между собой ожесточенное соперничество и были весьма горазды на выдумку, пытаясь привлечь государственное и иностранное финансирование. В Хорватии и Боснии долгое время существовала лишь одна кинокомпания, что-то вроде конкуренции появилось лишь в 50-х годах, но сербы в плане мастерства и традиций успели вырваться на голову вперед. В бедных же Македонии и Черногории до конца существования СФРЮ было по одной студии («Вардар-фильм» и «Ловчен-фильм» (впоследствии - «Титоград-фильм») соответственно), поэтому тамошнее кинопроизводство так и не вышло за пределы республиканского уровня и сейчас практически неизвестно. Так что налицо хороший довод в пользу экономической конкуренции.

Во времена СФРЮ продукция сербских студий возвышалась настолько, что хорваты даже не мечтали как-то превзойти. Отдельные удачи, например, успех фильма «Tko pjeva zlo ne misli» (который в СР Хорватии посмотрело больше зрителей, чем какой-либо другой югославский фильм) на ситуацию принципиально не влияли. Национальный характер тоже играл свою роль. Сербы — более раскованные, залихватские, с универсальным и демократичным юмором (необязательно глупым — но очень простым), поэтому их комедии и боевики были вне конкуренции. Хорватские режиссеры (например, Фадил Хаджич и Крсто Папич), с их склонностью к интроспекции, интеллектуализмом и некоторой оппозиционностью снимали очень неплохие психологические драмы и навороченные детективы, но из-за «нишевости» этих жанров снискать широкой известности не могли.

Особой вехой в ex-Yu кинематографии является творчество выпускников «пражской школы», но там уже не было безоговорочного преобладания сербов. Хорваты Лордан Зафранович и Райко Грлич ничем не уступали сербам Горану Марковичу и Срджану Карановичу, и в 1978 году 4 главных югославских награды «Золотая арена» разделили между собой эти «пражане». Но к концу 80-х годов все поспешно разбегаются по национальным квартирам, и если понятие «югославское кино» ранее было чисто умозрительным и собирательным понятием, то после 89-го года никто уже в принципе не ассоциирует себя с гибнущей федерацией.

То есть, Сербия изначально была кинореспубликой №1 в Югославии, с течением времени Хорватия и Босния медленно сокращали разрыв, но когда началась гражданская война, там все обрушилось в ноль и даже ниже. В Сербии военных действий не шло, поэтому тамошние киностудии продолжали спокойненько снимать фильмы, сетуя лишь на иноземные санкции и нарастание авторитаризма (Милошевич, начинавший как «молодой реформатор», к концу 90-х превратился в реально демоническую фигуру). Но санкции, обрубившие возможность иностранного финансирования, с другой стороны крайне удешевили съемки внутри страны, а отток из страны свободомыслящих актеров и режиссеров (Раде Шербеджия, Жарко Лаушевич, Велько Булаич, Горан Маркович — это только этнические сербы) компенсируется притоком беженцев, из которых один лишь Кустурица стоит всех бежавших оппозиционеров.

Если сопоставить новейшее (с 1992 года) хорватское и сербско-югославское кино, то соотношение будет абсолютно в пользу сербов, не только по количеству, но и по качеству. Возьмем небольшую, но представительную базу с Рутрекера, где на данный момент соотношение примерно такое: 37 хорватских фильмов на 40 картин производства Сербогории (до 2006 года) + 43 чисто сербских — без учета короткометражек, документалок и проектов с преимущественно иностранным участием. То есть сербы опережают хорватов ровно в 2 раза.

Обращает на себя внимание такой фактор: в первые 10 лет хорватской независимости не снято практически ни одного нормального фильма (их можно пересчитать по пальцам одной руки), в то время как в Сербии кинопроизводство просто бьет ключом – я уже пояснял, почему. В XXI веке ситуация меняется, хорваты начинают работать крайне напористо и эффективно, а сербская кинематография понемногу хиреет и приходит в упадок.

Как ни странно, очень мощная актерская школа Югославии (большинство топовых артистов остались в Белграде и были заняты в сербских проектах) сыграла злую шутку с национальной киноиндустрией. Запредельная популярность Баты Живоиновича, Драгана Николича, Александра Берчека, Любиши Самарджича, Милены Дравич и многих других, привела к тому, что новое поколение сербских актеров оказалось как бы в тени. Небойша Глоговац, Драган Белогрлич, Сергей Трифунович, Аница Добра вряд ли были менее талантливы, но в сравнении с великими стариками, игравшими масштабные роли в очень дорогих постановках, молодых актеров не воспринимали с должным уровнем серьезности. А когда они «отошли от дел» (умерли, уехали, ушли в продюсирование или преподавание), стал ясен полный масштаб катастрофы: сейчас в Сербии просто нет хороших актеров моложе 1980 года рождения...

Хорватия же начинала с чистого листа, и на фоне этой tabula rasa постепенно проявились интересные и характерные актеры среднеевропейского уровня. Это не суперзвезды, и вряд ли среди хорватов когда-либо таковые появятся. Хотя... Горан Вишнич и Раде Шербеджия, к примеру, вполне прижились в Голливуде, в меньшей степени — Йосип Кучан, а полный тезка последнего (более известный как Joe Kucan) известен всем геймерам 90-00-х годов по роли зловещего террориста Кейна из видеобрифингов к популярнейшей игровой франшизе Command&Conquer; и, с учетом того, что каждый диск C&C ушел «на золото» не по одному разу, может быть, это самый известный широкой публике хорват в мире. В любом случае, в настоящий момент сербская актерская школа скатилась, а уровень хорватской — напротив, растет.

Еще один момент. Большая часть хорватских фильмов 00-х годов сделана в сопроизводстве. Денег в стране было мало, да и жалко их тратить на ерунду, поэтому привлекали всех, кого могли. Поэтому почти везде высок процент участия иностранного капитала. Кроме всего прочего, это ведет к зависимости, постоянно проявляющейся в качестве цензуры/самоцензуры. Нездоровое желание сгладить возникающие противоречия приводило к тому, что хорватские фильмы получались очень ровными, из них просто вытряхивался всякий национальный колорит. То есть, на выходе публика лицезрела дешевые (инвесторы все равно много денег не давали), безыскусные (сценарий всегда был слабым местом югославов), и, к тому же, лишенные всякой интересной фактуры картины. А это даже завсегдатаям фестивальных показов не слишком занятно.

Тем более, что рядом были сербы, которые снимали так же дешево и коряво — но, при этом, весомо, дико, ярко; поражая блёклого европейца витальностью, безумием и всякими прочими экстремизмами. Поэтому в свое время и пожали богатый урожай различных «золотых медведей» и «пальмовых ветвей».

Но сейчас, как мне кажется, сербы заболели той же детской болезнью евроинтеграции, что и хорваты 15 лет назад. Все в Сербии так яростно жаждут вступления в ЕС, что готовы стать большими европейцами, чем французы, итальянцы, немцы — и это по кино чувствуется очень хорошо: оно стало прилизанным, пресным, а если где и встретится эпизод с манифестацией национального психоза (некогда визитная карточка Кустурицы и Паскалевича), то теперь это уже выглядит ненатуральной симуляцией, типа как истерика лагерного урки, не желающего выходить на работы.

Хорватские кинематографисты же понемногу избавляются от неестественной стыдливости, презентуют национальный характер все с большим достоинством — что вкупе с общей интеллигентностью и наблюдательностью, присущими этому народу, приносит неплохие плоды. Такие режиссеры как Винко Брешан, Далибор Матанич, Зринко Огреста становятся все более известными за пределами Хорватии.

Впрочем, мне кажется, само разделение на «сербское» и «хорватское» кино через некоторое время уйдет в прошлое. Уже сейчас чуть не каждый второй фильм делается viribus unitis, думаю, уже лет через 10 мононациональные проекты будут исключением из правил. Определение истинного «виновника торжества» при победе на фестивале очередного межъюгославского продукта станет представлять для шовинистов неразрешимую задачу: если режиссер — босняк, сценарист — серб, музыку писал хорват, а лучшие роли исполнили черногорец и македонка, то чем доискиваться до истины, проще махнуть рукой да наслаждаться фильмом.
Tags: Югославия, история Югославии, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments