?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Про современное югославское кино - Чёрный хлеб и белая раса — LiveJournal
richteur
richteur
Про современное югославское кино
zheniavasilievv задал вопрос:

«Отчего в новых югославских кинематографиях доминируют сербы и Новая Сербия? Почти все фестивальные призы у них. Кустурица, Зечевич, Шиян, Петрович, Паскалевич - вроде как сербы, а все остальные на втором плане.»

Вопрос дельный. Чтобы ответить на него, надо немного углубиться в прошлое.


Начиная с 40-х годов в Сербии было больше всего киностудий, которые вели между собой ожесточенное соперничество и были весьма горазды на выдумку, пытаясь привлечь государственное и иностранное финансирование. В Хорватии и Боснии долгое время существовала лишь одна кинокомпания, что-то вроде конкуренции появилось лишь в 50-х годах, но сербы в плане мастерства и традиций успели вырваться на голову вперед. В бедных же Македонии и Черногории до конца существования СФРЮ было по одной студии («Вардар-фильм» и «Ловчен-фильм» (впоследствии - «Титоград-фильм») соответственно), поэтому тамошнее кинопроизводство так и не вышло за пределы республиканского уровня и сейчас практически неизвестно. Так что налицо хороший довод в пользу экономической конкуренции.

Во времена СФРЮ продукция сербских студий возвышалась настолько, что хорваты даже не мечтали как-то превзойти. Отдельные удачи, например, успех фильма «Tko pjeva zlo ne misli» (который в СР Хорватии посмотрело больше зрителей, чем какой-либо другой югославский фильм) на ситуацию принципиально не влияли. Национальный характер тоже играл свою роль. Сербы — более раскованные, залихватские, с универсальным и демократичным юмором (необязательно глупым — но очень простым), поэтому их комедии и боевики были вне конкуренции. Хорватские режиссеры (например, Фадил Хаджич и Крсто Папич), с их склонностью к интроспекции, интеллектуализмом и некоторой оппозиционностью снимали очень неплохие психологические драмы и навороченные детективы, но из-за «нишевости» этих жанров снискать широкой известности не могли.

Особой вехой в ex-Yu кинематографии является творчество выпускников «пражской школы», но там уже не было безоговорочного преобладания сербов. Хорваты Лордан Зафранович и Райко Грлич ничем не уступали сербам Горану Марковичу и Срджану Карановичу, и в 1978 году 4 главных югославских награды «Золотая арена» разделили между собой эти «пражане». Но к концу 80-х годов все поспешно разбегаются по национальным квартирам, и если понятие «югославское кино» ранее было чисто умозрительным и собирательным понятием, то после 89-го года никто уже в принципе не ассоциирует себя с гибнущей федерацией.

То есть, Сербия изначально была кинореспубликой №1 в Югославии, с течением времени Хорватия и Босния медленно сокращали разрыв, но когда началась гражданская война, там все обрушилось в ноль и даже ниже. В Сербии военных действий не шло, поэтому тамошние киностудии продолжали спокойненько снимать фильмы, сетуя лишь на иноземные санкции и нарастание авторитаризма (Милошевич, начинавший как «молодой реформатор», к концу 90-х превратился в реально демоническую фигуру). Но санкции, обрубившие возможность иностранного финансирования, с другой стороны крайне удешевили съемки внутри страны, а отток из страны свободомыслящих актеров и режиссеров (Раде Шербеджия, Жарко Лаушевич, Велько Булаич, Горан Маркович — это только этнические сербы) компенсируется притоком беженцев, из которых один лишь Кустурица стоит всех бежавших оппозиционеров.

Если сопоставить новейшее (с 1992 года) хорватское и сербско-югославское кино, то соотношение будет абсолютно в пользу сербов, не только по количеству, но и по качеству. Возьмем небольшую, но представительную базу с Рутрекера, где на данный момент соотношение примерно такое: 37 хорватских фильмов на 40 картин производства Сербогории (до 2006 года) + 43 чисто сербских — без учета короткометражек, документалок и проектов с преимущественно иностранным участием. То есть сербы опережают хорватов ровно в 2 раза.

Обращает на себя внимание такой фактор: в первые 10 лет хорватской независимости не снято практически ни одного нормального фильма (их можно пересчитать по пальцам одной руки), в то время как в Сербии кинопроизводство просто бьет ключом – я уже пояснял, почему. В XXI веке ситуация меняется, хорваты начинают работать крайне напористо и эффективно, а сербская кинематография понемногу хиреет и приходит в упадок.

Как ни странно, очень мощная актерская школа Югославии (большинство топовых артистов остались в Белграде и были заняты в сербских проектах) сыграла злую шутку с национальной киноиндустрией. Запредельная популярность Баты Живоиновича, Драгана Николича, Александра Берчека, Любиши Самарджича, Милены Дравич и многих других, привела к тому, что новое поколение сербских актеров оказалось как бы в тени. Небойша Глоговац, Драган Белогрлич, Сергей Трифунович, Аница Добра вряд ли были менее талантливы, но в сравнении с великими стариками, игравшими масштабные роли в очень дорогих постановках, молодых актеров не воспринимали с должным уровнем серьезности. А когда они «отошли от дел» (умерли, уехали, ушли в продюсирование или преподавание), стал ясен полный масштаб катастрофы: сейчас в Сербии просто нет хороших актеров моложе 1980 года рождения...

Хорватия же начинала с чистого листа, и на фоне этой tabula rasa постепенно проявились интересные и характерные актеры среднеевропейского уровня. Это не суперзвезды, и вряд ли среди хорватов когда-либо таковые появятся. Хотя... Горан Вишнич и Раде Шербеджия, к примеру, вполне прижились в Голливуде, в меньшей степени — Йосип Кучан, а полный тезка последнего (более известный как Joe Kucan) известен всем геймерам 90-00-х годов по роли зловещего террориста Кейна из видеобрифингов к популярнейшей игровой франшизе Command&Conquer; и, с учетом того, что каждый диск C&C ушел «на золото» не по одному разу, может быть, это самый известный широкой публике хорват в мире. В любом случае, в настоящий момент сербская актерская школа скатилась, а уровень хорватской — напротив, растет.

Еще один момент. Большая часть хорватских фильмов 00-х годов сделана в сопроизводстве. Денег в стране было мало, да и жалко их тратить на ерунду, поэтому привлекали всех, кого могли. Поэтому почти везде высок процент участия иностранного капитала. Кроме всего прочего, это ведет к зависимости, постоянно проявляющейся в качестве цензуры/самоцензуры. Нездоровое желание сгладить возникающие противоречия приводило к тому, что хорватские фильмы получались очень ровными, из них просто вытряхивался всякий национальный колорит. То есть, на выходе публика лицезрела дешевые (инвесторы все равно много денег не давали), безыскусные (сценарий всегда был слабым местом югославов), и, к тому же, лишенные всякой интересной фактуры картины. А это даже завсегдатаям фестивальных показов не слишком занятно.

Тем более, что рядом были сербы, которые снимали так же дешево и коряво — но, при этом, весомо, дико, ярко; поражая блёклого европейца витальностью, безумием и всякими прочими экстремизмами. Поэтому в свое время и пожали богатый урожай различных «золотых медведей» и «пальмовых ветвей».

Но сейчас, как мне кажется, сербы заболели той же детской болезнью евроинтеграции, что и хорваты 15 лет назад. Все в Сербии так яростно жаждут вступления в ЕС, что готовы стать большими европейцами, чем французы, итальянцы, немцы — и это по кино чувствуется очень хорошо: оно стало прилизанным, пресным, а если где и встретится эпизод с манифестацией национального психоза (некогда визитная карточка Кустурицы и Паскалевича), то теперь это уже выглядит ненатуральной симуляцией, типа как истерика лагерного урки, не желающего выходить на работы.

Хорватские кинематографисты же понемногу избавляются от неестественной стыдливости, презентуют национальный характер все с большим достоинством — что вкупе с общей интеллигентностью и наблюдательностью, присущими этому народу, приносит неплохие плоды. Такие режиссеры как Винко Брешан, Далибор Матанич, Зринко Огреста становятся все более известными за пределами Хорватии.

Впрочем, мне кажется, само разделение на «сербское» и «хорватское» кино через некоторое время уйдет в прошлое. Уже сейчас чуть не каждый второй фильм делается viribus unitis, думаю, уже лет через 10 мононациональные проекты будут исключением из правил. Определение истинного «виновника торжества» при победе на фестивале очередного межъюгославского продукта станет представлять для шовинистов неразрешимую задачу: если режиссер — босняк, сценарист — серб, музыку писал хорват, а лучшие роли исполнили черногорец и македонка, то чем доискиваться до истины, проще махнуть рукой да наслаждаться фильмом.

Tags: , ,

22 comments or Leave a comment
Comments
mr_garett From: mr_garett Date: August 27th, 2018 07:28 am (UTC) (Link)
Особенно веселит то, что у Кейна под рукой есть организация Black Hand :D
richteur From: richteur Date: August 27th, 2018 06:50 pm (UTC) (Link)
Aye. Генеральная квартира NOD в Сараево располагается. Ей еще и командует мужик по имени Anton Slavic (судя по имени, хорват, но в будущем, видно, это не будет иметь значенья)
mr_garett From: mr_garett Date: August 28th, 2018 05:50 am (UTC) (Link)
Это в первой части. Во второй, насколько я помню, Сет решил, что он Египтянин (египетский хорват?) и перенес HQ в Египет, где ее успешно и долбанули.
zheniavasilievv From: zheniavasilievv Date: August 27th, 2018 09:18 am (UTC) (Link)
Поражаюсь глубиной и широтой Ваших знаний по Югославии. Вы заканчивали что-то профильное?
zheniavasilievv From: zheniavasilievv Date: August 27th, 2018 09:19 am (UTC) (Link)
Еще бы отметил у хорватов - могучую мультипликацию, представленную Загребской школой.
richteur From: richteur Date: August 27th, 2018 06:47 pm (UTC) (Link)
И да, и нет )
zheniavasilievv From: zheniavasilievv Date: August 27th, 2018 07:06 pm (UTC) (Link)
?
richteur From: richteur Date: August 27th, 2018 07:14 pm (UTC) (Link)
Окончил профильное заведенье. Имею диплом и пару звездочек. Но там нас не учили актуальной культуре региона. Все, что знаю о кино Югославии - все строго самоучкой, как Швейк. So it goes.
zheniavasilievv From: zheniavasilievv Date: August 27th, 2018 07:59 pm (UTC) (Link)
Самое главное язык знаете. Это, наверное, Вы питерский универ закончили, там сербохорватскому учат, как и еще 45 языкам.
richteur From: richteur Date: August 28th, 2018 10:08 am (UTC) (Link)
Хаха, если бы.
Бесплатно учили только польскому, все остальное - строго за трудовую студенческую копеечку.
Сергей Зеньков From: Сергей Зеньков Date: August 28th, 2018 08:24 am (UTC) (Link)
можно ли несколько слов о Новосадском договоре 19:54 - административном создании србхррв. языка? Спасибо!
richteur From: richteur Date: August 28th, 2018 10:36 am (UTC) (Link)
Попытка как-то приноровить грамматику к изменившейся политической ситуации. До 1941 существовал т.н. "сербско-хорватско-словенский" язык с безоговорочным доминированием норм первого, вплоть до записи иностранных имен по сербскому образцу. В усташском НГХ маятник качнулся в обратную сторону, тамошние лингвисты спешно придумывали новые слова и правила, лишь бы было не как у сербов. После войны попытались найти некий компромисс, но его неестественность всем бросалась в глаза (типа как сейчас нелепые феминитивы и прочее в этом духе) и на договор махнули рукой.

estera From: estera Date: August 28th, 2018 03:29 pm (UTC) (Link)
Новые слова - это зрачны луки и зракопловы вместо всем понятных без перевода аеродромов и авионов?
richteur From: richteur Date: August 28th, 2018 05:04 pm (UTC) (Link)
Типа того. Но так говорят лишь в официозе, люди редко используют все эти неологизмы.
estera From: estera Date: August 28th, 2018 05:37 pm (UTC) (Link)

Шишков, прости, не знаю, как перевести )))

А в узус что-то из них вошло?
richteur From: richteur Date: August 28th, 2018 05:56 pm (UTC) (Link)

Re: Шишков, прости, не знаю, как перевести )))

Простейшие слова типа «kruh», «nogomet», «kazaliste», «tisuca» (хлеб, футбол, театр, тысяча — вместе сербских «hleb», «fudbal», «pozoriste», «hiljada»). Но это на уровне «бордюр-поребрик».

Вот забавный скетч на эту тему:
https://youtu.be/V6Ia15riHRw
Сергей Зеньков From: Сергей Зеньков Date: August 28th, 2018 04:00 pm (UTC) (Link)
ну а, закрыв глаза на чакав-штокав-экав-иекавштину, понимают они друг-друга?
или как мы - западенцев?
richteur From: richteur Date: August 28th, 2018 05:09 pm (UTC) (Link)
Разница примерно как между британским и американским английским. То есть устная речь понятна без перевода.
У хорватов могут возникнуть проблемы при чтении сербских текстов на кириллице, но это как нам читать транслит - неприятно, но возможно. К тому же и сами сербы неуклонно переходят на латиницу.
chiffaspb From: chiffaspb Date: August 28th, 2018 11:42 pm (UTC) (Link)
Последнее предложение так и хочется дополнить: ...и давать премии и награды Югославии)
richteur From: richteur Date: August 29th, 2018 06:20 am (UTC) (Link)
Главная югославская награда "Золотая арена" никуда не исчезла, лишь приобрела локальный, хорватский масштаб. Но все понимают, что чем больше конкурсантов - тем выше престиж, и больше финансирование, так что возвращение к прежнему статусу общебалканского приза - лишь вопрос времени.
v_lechenko From: v_lechenko Date: September 1st, 2018 05:19 pm (UTC) (Link)
Ну Кустурица не совсем серб строго говоря... Меня вообще старое югославское кино поражало какой то склонностью к чернухе и пессимизму - "Три билета в Голливуд", "Скупщики перьев", "Жизнь прекрасная..."
richteur From: richteur Date: September 1st, 2018 07:25 pm (UTC) (Link)
Ну, если хотите, называйте его турком )

"Три билета" - это уже новое сербское кино, рафинированный памфлет против Милошевича



22 comments or Leave a comment