?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Собибор, 2018 - Чёрный хлеб и белая раса — LiveJournal
richteur
richteur
Собибор, 2018


Как известно всем и каждому, нацистская Германия стремилась, во-первых, захватить весь мир, а во-вторых — убить всех евреев, цыган и славян (нации перечислены в порядке значимости). С первым как-то не задалось, зато второе было проделано сравнительно успешно. Например, экстерминация евреев стала своего рода индустрией: евреев сетями отлавливали по всей Европе, складывали в паровозы и стремительно везли в концентрационные лагеря уничтожения в Польше, где их травили дихлофосом, а затем сжигали тела. Все это стоило Рейху огромных денег, достаточных, скажем, для постройки огромного авиафлота, превратившего бы всю Британию в лунный пейзаж; или нескольких танковых армий, которые шутя бы взяли Москву и Сталинград, но... немцы же фанатики, их хлебом не корми, а дай кого-либо помучить.

В частности, они построили очень эффективный концлагерь Собибор, где убили около четверти миллиона евреев. Туда попал некий советский пленный, Александр Печерский, который не только умудрился бежать из мест лишения свободы, но и увлек за собой сотни узников (большинство которых, правда, уничтожили поляки с двухстволками, но все равно).

Кто таков этот Александр Печерский? В фильме и пресс-релизах его упорно именуют «военным», «командиром», «офицером», но реально к армии он имел весьма опосредованное отношение. До войны он был обычным завхозом, после мобилизации ему, как человеку с высшим образованием приклеили суррогатное офицерское звание, хотя работал он лишь начальником писарей — ну, то есть, это не профессиональный военный и даже не солдат, а обычный, хоть и ловкий, и грамотный мужик. Мне казалось, что в данной истории именно на этом и следовало сделать акцент — мол, не тренированный боевик со статями Рутгера Хауэра, а обычный близорукий полуинтеллигент умудряется так все компетентно организовать и такую веру заронить в души людей, что те голыми руками начали рвать своих палачей и пробежали по вражеской территории сотни верст, пока не соединились с Красной армией. Это интереснее, чем очередная история о несгибаемом альфа-самце.



Но нет, Хабенский непоколебимо указывает на принадлежность Печерского к командирскому сословию, даже одевает его в военные шмотки, будто он только что из окружения, а не мотался по лагерям два года. Возможно, это и сыграло бы, выгляди актер молодцевато и харизматично. Но 33-летний Александр Печерский выглядит и ведет себя как престарелый, обуреваемый депрессией бомж, презрительно и нехотя разговаривающий с людьми, даже самые простые действия исполняющий после мучительной внутренней борьбы, с чудовищными мхатовскими паузами. Рисунок роли вообще ни на что не похож, это не успешный вождь восстания, не советский офицер, не верующий иудей, не гандист-непротивленец, не деморализованный смертник... Герой в исполнении Хабенского — просто надуманная химера, которых не бывает в природе. Хуже всего, что непонятно, почему именно Печерскому удалось возглавить бунт — ведь в лагере полно людей энергичнее, боевитее и авторитетнее его. Так что главная идея фильма оказалась загубленной режиссером и актером Хабенским.

Всеобщая одержимость этим человеком для меня всегда была непонятна. В России вообще очень мало достойных актеров. Под «достойными» я имею в виду артистов, которые способны убедительно выступать в самых разных амплуа — как Андрей Миронов, Евгении Леонов и Евстигнеев, в какой-то степени молодой Николай Бурляев и иже с ними. Таких сейчас, кажется, вообще нет. «Успешными» ныне считаются актеры одной роли — Евгений Миронов, Максим Аверин, Иван Охлобыстин, Роман Мадянов... десятилетиями дают на-гора свой стереотипный образ эксцентрика в погонах, или злобного клоуна, или дегенеративного чекиста — и часто уже и в жизни не могут от него отрешиться. Но даже они в сравнении со всякой никчемной, но ужасно расплодившейся серой плесенью типа Чулпан Хаматовой, Дмитрия Певцова, Алексея Чадова - выглядят королями.

Как актер, Хабенский — где-то между второй и третьей категориями. Я не припомню у него ни одной запоминающейся роли — так, какой-то вечный «дежурный меланхолик». Говорят, что перетянул на себя одеяло с помощью двух моментов — во-первых, дьявольской работоспособностью, особенно ярко проявляющейся после частых, но скоротечных запоев, а во-вторых, он, вроде, действительно хороший и порядочный человек, не занимающийся позерством, не играющий в игры с властью; в общем, не скурвившийся, несмотря на грустную судьбу — а если человек хороший, то все остальные инстинктивно к нему тянутся. Но, увы, «хороший человек» - не равняется «хороший актер» и, тем более, «сильный режиссер».



Насколько ответственно Константин Юрьевич воспроизвел реалии Собибора, можно увидеть невооруженным глазом. В финальных титрах говорится, что Карл Френцель был комендантом Собибора - но им являлся гауптштурмфюрер (капитан) СС Франц Рейхляйтнер. Френцель был всего лишь обершарфюрером (что-то между старшиной и прапорщиком), начальником одного из подразделений и, кстати, ровесником Александра Печерского — а в фильме его играет 60-летний Кристофер Ламберт. Играет, кстати, убого — никакого цельного образа не складывается, истерики и психозы выглядят фальшиво, и, в целом, понятно, что это — свадебный генерал.


КрасавЕц! Помнит ли кто-нибудь, что лет 30 назад Кристофэ Ламбэр считался секс-символом?

В фильме нет никакой предыстории и четкой экспозиции, действиям отрицательных персонажей не дается и малейшего пояснения, поэтому происходящее на экране выглядит жутким сюром. Вот, скажем, реальные факты: Печерский и остальные восставшие служили в лагерной зондеркоманде, то есть, помогали немцам уничтожать своих соплеменников. Каждые 2-3 месяца зондеркомандовцев полагалось менять — но судя по фильму, еврейская обслуга там живет чуть ли не годами, кое-кто находится с нацистами почти в приятельских отношениях. Внезапно! Откуда ни возьмись, наезжают старшие офицеры, ставят всю зондеркоманду на колени и начинают релаксировать: накачавшись шнапсом до состояния «берсерк», устраивают гонки на колесницах, запряженных евреями, для смеху обливают узников горючим и поджигают, счастливо хохоча. По рандому время от времени стреляют в коленопреклоненную толпу — перед которой и пируют всем скопом в специальной беседке (кушать, когда на тебя пялятся несколько сотен злобных взглядов - это особое, ни с чем не сравнимое удовольствие). Весь этот эпизод выглядит не просто лживо и топорно, но еще и затянут сверх всяких приличий. Мы, вроде, и так знаем, что каждый нацист был изувером-маньяком типа Чикатилы, это и первая половина фильма вполне объемно объясняет — так зачем еще и усугублять? Я думаю, это проявление антисемитизма: во-первых, садистское смакование еврейских мучений — это не круто и бестактно; во-вторых, стремление представить эсэсовцев конченными кретинами тоже оскорбляет память жертв: получается, что кучка косоруких придурков с коллективным IQ 100 без особых проблем перещелкала 6000000 миллионов умнейших и достойнейших людей своего времени?


Вот эта жуткая харя, на самом деле, страшила гораздо больше, чем все старательно размазываемые ужасы.

Но, в общем, эта кровавая тризна становится триггером к восстанию — евреи деловито уничтожают начальничков (с такой легкостью, что невольно возникает вопрос — отчего бы не сделать это раньше?) и коллективно выламывают ворота. Дальше много вполне фееричных кадров, когда, скажем, еврей с винтовочкой отвлекает на себя сразу двух пулеметчиков, совершенно не обращающих внимание на то, что другие евреи разбегаются во все стороны. И лишь через минуту прозревают, но как-то тщетно стреляют по толпе, попадая аккурат в небольшие промежутки меж бегущими людьми. Хотя пулемет как раз и был задуман как оружие для быстрого уничтожения больших масс неприятеля, убивающее примерно 100 человек за 10 секунд.


Вот еще отличный персонаж со специфическим званием "лейтенант-оберлейтенант" (типа как капитан-лейтенант, но чуть пониже).

Вершина фильма — дуэль очкастого пулеметчика с узником, вооруженным жалким «парабеллумом». Пули из «машингевера» огибают еврея, будто тот надежно защищен непроницаемым силовым полем, зато военнопленный, что твой Давид разит из пистолета слепошарого гоя с расстояния в четверть километра...


Ну и как обойтись без подобных кадров, где мужественно превозмогающие герои отважно превозмогают через взрывы, пулеметные очереди и тлеющие пожары, по-братски вынося друг друга на руках?

В общем, формально тут хэппи-энд (да в общем, и фактически тоже — если спаслось хоть полста человек, обреченных на смерть, это уже хорошо), но после просмотра остается тягостное послевкусие. Главным образом из-за понимания — как скверно обошлись с заслуживающей большего историей. «Собибор» - поразительно скучный и унылый фильм, в нем полностью отсутствуют интересные персонажи, реализмом тут и не пахнет, а подвиг героя оболган и опошлен. В целом, это глупая и подлая смесь двух отвратительных жанров «кино и немцы» и «holocaustsplotation», которая получилась настолько глупой и подлой, что у меня нет сомнений в успехе дальнейшей режиссерской карьеры Константина Хабенского.

Tags:

25 comments or Leave a comment
Comments
mr_garett From: mr_garett Date: June 15th, 2018 07:30 am (UTC) (Link)
Ну, тоесть это не суровый боевик. Это опять про людей и душу...
richteur From: richteur Date: June 15th, 2018 10:40 am (UTC) (Link)
Про чуйства-с...
Там от боевика - самые олигофренические, последние 20 минут.
luarvik_1221 From: luarvik_1221 Date: June 15th, 2018 07:38 am (UTC) (Link)
Повеселил фрагмент из Вики:
"Сразу после побега заключённых лагерь был закрыт и стёрт с лица земли. На его месте немцы вспахали землю, засадили её капустой и картофелем."
richteur From: richteur Date: June 15th, 2018 10:40 am (UTC) (Link)
Ох уж это чувство юмора нации колбасников.
romanetto From: romanetto Date: June 15th, 2018 07:41 am (UTC) (Link)
Мне так неохота смотреть этот фильм после фильма с Хауэром, тот не шедевр, но вполне приличный)

"даже одевает его в военные шмотки, будто он только что из окружения" - по воспоминаниям он с другими военнопленными был в военных шмотках, только без знаков различия. "помогали немцам уничтожать своих соплеменников" - эээ, это иносказательно? Печерского с другими военнопленными взяли лес валить, на тяжелые работы, и жили они в отдельном бараке. В фильме это отражено?

"Помнит ли кто-нибудь, что лет 30 назад Кристофэ Ламбэр считался секс-символом? " - не то, чтобы помнит, но знает)) В старых фильмах он ого-го, если такой типаж по вкусу))

Печально у нас с режиссерами, что-то на днях в очередной раз думала об этом, один реж, и тот - Звягинцев.
richteur From: richteur Date: June 15th, 2018 10:53 am (UTC) (Link)
Конечно, можно было как-то перекантоваться, но вообще-то предельный срок носки униформы составлял 2 года, так что за пару лет в лагерях одеяние Печерского должно было превратиться в сплошные лохмотья. Впрочем, может быть, немцы выдавали пленным красноармейцам смену одежды с захваченных складов РККА.

Печерский в фильме валит лес, как бы абстрактно, без упоминания о том, что он участвует в заготовке топлива для крематориев.

За Звягинцева действительно не стыдно. Как и за Хлебникова, за Твердовского, Бычкову и т.п.
romanetto From: romanetto Date: June 15th, 2018 11:28 am (UTC) (Link)
Немцы хотели расширить лагерь, формально их взяли на строительство. Странно, если топили дровами, а не коксом, ну да к чертям фашистов, они давно горят в аду.
richteur From: richteur Date: June 15th, 2018 12:21 pm (UTC) (Link)
Там они какие-то пеньки кромсали на дрова - вряд ли это подходящий строительный материал.

"Другим видом топлива для печей были дрова. У Топфа были печи, которые топились дровами, но они не были так эффективны, как коксовые модели. Таубер заявил, что когда не хватало кокса, печи топили дровами и соломой"

romanetto From: romanetto Date: June 15th, 2018 12:27 pm (UTC) (Link)
Да они там закопали еще полно, печи не сразу появились. Ясно, ну и на чужой территории поставки могли быть с перебоями.
maxandmum From: maxandmum Date: June 21st, 2018 03:57 pm (UTC) (Link)
Твердовский еще на подходе. Ну и Сокуров пока жив. То есть не один, а два с половиной.
romanetto From: romanetto Date: June 21st, 2018 09:30 pm (UTC) (Link)
Точно, Сокуров) Вот у Твердовского ничего пока не смотрела.
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: June 23rd, 2018 01:43 pm (UTC) (Link)
Ещё Федорченко есть такой.
romanetto From: romanetto Date: June 24th, 2018 06:37 pm (UTC) (Link)
Спасибо! Видела хорошие отзывы о "Небесные жёны луговых мари", не смотрела ничего у него пока.
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: June 24th, 2018 08:20 pm (UTC) (Link)
"Небесные жёны", да и "Овсянки", весьма достойное кино, высокого уровня, не ниже Белы Тарра, как минимум. Но мои личные фавориты - "Первые на луне" и "Ангелы революции". Они более повествовательны. Хотя "Ангелы" - очень злое кино.
feona2003 From: feona2003 Date: June 15th, 2018 09:01 am (UTC) (Link)
Чего-то хотела написать, но я же фильм не смотрела и не буду. Да ну его.
richteur From: richteur Date: June 15th, 2018 10:53 am (UTC) (Link)
Да пачкотня это попросту...
stagla From: stagla Date: June 15th, 2018 07:19 pm (UTC) (Link)
а как он пень расколол!
во сюжет! во правда жизни!

а как его змей этот яблоком искушал! но наш герой не лыком шит - знал, что отведав яблока будет изгнан из рая

либеральную общественность тронул финальный кадр, где мимо горца бегут и шапочки приподымают. очень их это возбудило и они бросились проводить параллели и делать далеко идущие выводы
richteur From: richteur Date: June 16th, 2018 06:40 am (UTC) (Link)
Я слышал, что фильм на самом деле снял какой-то пожилой придворный патриот, но он получился таким говном - и это признали даже создатели - что путиноиды решили переложить ответственность на Хабенского, мол, "ты признай, что был режиссером, а мы за это тебя не убьем и, может, денег дадим".
apalgo From: apalgo Date: June 15th, 2018 08:32 pm (UTC) (Link)
Почему Хабенский востребован? Ну какие режиссеры такие и актеры. В основном серость и ну очень работящая серость, поддерживающая таких же как они серых дятлов. А в случае Хабенского на его раскрутку сыграло еще и еврейское просхождение... как и у режиссеров. Может со временем количество перерастет в качество.. но что то сомнительно

Edited at 2018-06-15 08:39 pm (UTC)
richteur From: richteur Date: June 16th, 2018 06:44 am (UTC) (Link)
Да он еврей такой же, как Пушкин - негр ) Но в любом случае. Михалков, Говорухин, Бортко - этнически русские, а гнуснее Хабенского просто на порядки порядков.
apalgo From: apalgo Date: June 19th, 2018 09:02 am (UTC) (Link)
ха..про гнустность речи нет. Хабенский как человек -- миляга.. вежливый тактичный скромный.. никакой звездной болезни, образованный и т.д. Но скучный как артист. Если попробовать в аналогию. то таких дам в любовницы не берут, только в жены или в гувернантки. Другое дело Никита Сергеич.. вот где бездна обаяния, вот кто по настоящему популярный артист, хоть и обладает рядом несимпатичных человеческих качеств. Хабенский же актер второго плана, которого поставили на пьедестал а ему на нем неуютно - чувствует, что не на своем месте . не получается сиять
richteur From: richteur Date: June 19th, 2018 03:13 pm (UTC) (Link)
Вполне согласен )
homelessnicola From: homelessnicola Date: June 23rd, 2018 02:56 pm (UTC) (Link)
У Хабенского в лагере ухи опухли, а мог и зафотошопить
richteur From: richteur Date: June 23rd, 2018 06:13 pm (UTC) (Link)
Да и выражение лица такое почти глумливое, как будто он сейчас захихикает.
homelessnicola From: homelessnicola Date: June 23rd, 2018 10:39 pm (UTC) (Link)
Да, старик, у нынешнего поколения не будет своих гениальных и великих русских артистов. Несчастные люди
25 comments or Leave a comment