richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Category:

Убийство священного оленя / The Killing of a Sacred Deer, 2017



Действие этой волнующей кинодрамы основано на реальных событиях и происходит в наши дни, на территории одного из Соединенных Штатов Америки. Опытный кардиохирург Стивен имеет в обществе уважение, давно и удачно женат, являясь отцом красавицы-дочери и волосатого мальчика. Но что-то побуждает героя встречаться и общаться с уродливым и приставучим подростком Мартином, у которого гнилой язык без костей. Поскольку артист Колин Фаррелл в жизни является гомосексуалистом, на ум сразу приходит самое простое объяснение: порочные содомиты желают тайком предаться сладострастию. Но экранная реальность оказывается куда более хитросплетенной.

Дело в том, что несколько лет назад Стивен был алкоголиком и с похмелья лично зарезал на операционном столе пациента, который, наверное, мог бы выжить. А он возьми да и окажись папашей Мартина, и парень утратой недоволен - жаждет мести. Каким-то чудесным образом он наводит порчу на семью врача-убийцы, объявляя тому: в качестве компенсации ты должен убить одного из ближайших родичей — не то они все на твоих глазах зачахнут от жуткой болезни, неизвестной медицине. И действительно, с сынишкой Стивена начинает происходить что-то неладное, а потом и с дочкой, и доктора только руками разводят, а время идет... Хирург проходит через положенные стадии: отрицание, гнев, депрессия и т.п. Страшнее всего становится, когда домочадцы прознают о своем проклятии и начинают заискивать перед героем и наперебой торговаться с ним, убеждая его принести в жертву кого-нибудь другого: сын предлагает избавиться от сестры, сестра советует покончить с братом, мать семейства же дает рекомендацию поставить крест на мальчике, мол, он какой-то не клёвый, лучше заново родить кого-нибудь поприятнее. В общем, несчастный герой, морально надломленный, как и все завязавшие алкаши, находится в адских раздумьях и вынужден сделать самый сложный в жизни выбор...

В целом, мне это кино понравилось куда меньше, чем предыдущая работа Лантимоса. Как-то тут все предсказуемо, а вторгающаяся в реальность магия не особо стыкуется с явью, выглядит инородным телом: надо уж или совсем гротескный фон разворачивать как в «Лобстере», либо не усердствовать с внедрением мистических элементов. Потом еще с мрачняком здесь перебор. С самого начала при помощи визуального и звукового ряда старательно нагнетается атмосфера тревожности и дискомфорта, которая со временем становится только отчаянней. Вместе с отсутствием катарсиса, это приводит к тому, что фильм смотреть будет довольно тяжко и закаленным ветеранам, взращенным отнюдь не на «Спокойной ночи, малыши», а вовсе даже на перестроечной чернухе и криминальных репортажах эпохи Ельцина.

Не знаю уж, какое социальное послание содержится в этой стрёмной картине. Скорее всего, режиссер глумится над тотальной безответственностью современного общества — и как единого целого, и отдельных его представителей. Смешно смотреть, как хирург и его анестезиолог изо всех сил открещиваются от вины за смерть больного — используя одни и те же слова. Или там Стивен с супругой пытаются отговорить юного чернокнижника от имплементации страшной мести, апеллируя к рассудку, угрожая, стоя на коленях — в общем, идя на всё — кроме принятия ответственности за содеянное.

Симптоматично: все до единого герои показаны довольно отталкивающе. Зловещий парнишка Мартин выглядит гнусным на каком-то физиологическом, генетическом уровне, в сочетании с невыносимо отвратительными репликами и поведением, представляя идеальный типаж вырожденца, которому не следовало бы жить. Но и его «жертвы» смотрятся не лучше: под ветхим покровом семейной идиллии хирурга скрываются мерзкие тайны, безудержная жестокость и запредельный эгоизм. Помимо самого Фаррелла, который — как уже отмечалось — выглядит и ведет себя как почти решившийся на каминг-аут застенчивый гей; устрашающе выглядит и его супруга Николь Кидман, за последние 30 лет прошедшая мучительный и необратимый путь от пухлощекой австралийской школьницы из «Вьетнама» до нынешнего жуткого состояния «живых мощей», со скрипом двигающихся благодаря манипуляциям закадрового некроманта. Детишки ихние тоже вполне creepy. Сочувствовать им, как говорил Владимир Владимирович Путин, «невозможно, да не очень-то и нужно».

Отсутствие рефлексии и способности покаяться в грехах — ключевых моментов с точки зрения христианской культуры — становится причиной жуткой трагедии, постигшей типичную современную семью, под которой православный режиссер понимает западное государство и общество. Апостасия зашла слишком далеко и для выхода из тупика придется пойти на очень большие жертвы, но по другому ситуацию не исправить. Вот о чем нам хотел поведать автор картины, но сказать прямым текстом не решился, спрятав послание за нагромождением метафор, грозных и шокирующих настолько, что в совокупности делают фильм скорее комедией, чем трагедией.
Tags: кино Ирландии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments