?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Короткометражки Евгения Юфита, 1984-1994 - Чёрный хлеб и белая раса — LiveJournal
richteur
richteur
Короткометражки Евгения Юфита, 1984-1994


По легенде, движение некрореалистов возникло следующим образом. В конце 70-х годов абитуриент Евгений Юфит с приятелями стояли в безнадежно длинной очереди на некий фильм, когда работник кинотеатра подозвал их и обещал свободный проход, если они расчистят снег вокруг здания. Парни взялись за лопаты и первое время работали честно, но вскоре не в меру разгорячились и спонтанно принялись раздеваться до исподнего и даже дальше; швыряя снег куда попало, пугая стоявших в очереди и мимопроходящих своим шизофреническим энтузиазмом. Столь же внезапно Юфит с товарищами бросили лопаты, оделись и пустились наутек (этот сюжет позже будет воспроизведен в фильме "Санитары-оборотни"). Впоследствии такие перформансы стали регулярными и чуть более разнообразными, а еще спустя некоторое время Юфит додумался фиксировать их на любительскую кинокамеру. Итогом стало основание «студии Мжалалафильм» и создание художественного направления некрореализма, на рубеже 80-90-х годов служившего неофициальным центром притяжения для молодых питерских авангардистов (Курехин, Цой, Балабанов, Баширов included), впоследствии признанного во всем мире. Если говорить о ранних образцах творчества, то среднестатистический короткометражный фильм Юфита состоит из театрально беспричинных избиений, убийств, самоубийств — индивидуальных и коллективных — вперемешку с кадрами из научно-популярных фильмов и хроники 30-40-х годов. Опять же, ранние ленты, такие как «Санитары-оборотни» являют собой чуть ли не запись спонтанного хэппенинга, придуманного за полчаса до съемки в вагоне пригородного поезда.



"Санитары-оборотни".

Откуда в сравнительно безопасном и благоустроенном позднесоветском обществе возникли подобные художественные интенции, предвосхитившие как массовую перестроечную, так и артхаусную путинскую чернуху? Подчас говорится о том, что Юфит пытался найти свой уникальный личный выход из застойной трясины, чуть ли не желал потрясти устои и разбить стереотипный образ сонного и вечного pax sovetica. Но вообще-то Совдепия сама сделала все для того, чтобы породить подобный образ мышления по крайней мере у некоторой части граждан.


Матрос, символ революции - на заставке "Мжалалафильм" в образе зомби слепо бредет по болоту.

Коммунистическая пропаганда подчас производила абсурдные конструкты, как, скажем, «массовый героизм»: способность к самопожертвованию, априори доступная лишь единицам в идеологических целях проецировалась на весь народ, который, согласно советской мифологии, пикировал на врага в горящих самолетах, бросался на пулеметные амбразуры, прыгал под танковые гусеницы со связкой гранат... Эти угрюмые фантазии, транслировавшиеся партийными агитаторами с необъяснимым упорством, независимый режиссер Игорь Алейников («Трактористы-2») метко переименует в «героический идиотизм». Вероятно, именно поэтому, на раннем этапе творчества Юфита интересовал феномен смыслообразующей для советской этики «геройской гибели», которую он, как ребенок, стремящийся докопаться до сути явления, старательно деконструирует. В мини-фильмах, носящих подчеркнуто пафосные названия «Мужество», «Рыцари поднебесья», «Воля», «Вепри суицида» узнаваемые коммунистические архетипы — Бравый Матрос, Красный Командир, Самоотверженный Ученый выполняют совершенно бессмысленные или прямо идиотские действия, без повода убивают и без резона умирают, как правило — чрезмерно мучительной смертью.


"Мужество". Фильм про войну.

И все-таки, феномен Юфита не объясняется одним лишь только желанием перечить комиссарским вракам. В конце концов, этому «облучению» подвергались десятки миллионов жителей Союза, а некрореализм расцвел лишь в «городе трех революций». Вероятно, причина лежит еще и в том, что коренным ленинградцам механически и в обязательном порядке наносилась «блокадная травма», с непременным смакованием почти миллионной гекатомбы во всех подробностях: дневник Тани Савичевой (оглушительно деморализующая хроника экспресс-вымирания крупной семьи), садистски обстоятельное описание токсичного обывательского рациона той поры (опилки, жмых, клей, вареные ремни, мертвечина), галерея роскошных некро-фото, самые запредельные из которых, ныне, к счастью, убраны далеко в архивы и запасники музеев — но в 60-70-е годы всё это было гвоздем программы в политическом просвещении рядовых питерских школьников, в ряды которых затесался и Евгений Юфит. Разумеется, все это накладывало своеобразный отпечаток на формирующуюся личность.

В сочетании же с особенностями климата Санкт-Петербурга: давящим на психику низким и вечно пасмурным небом, типичным для лета избытком влаги и дефицитом кислорода, типичной для зимы 18-часовой ночью и мертвящей вьюгой — становится понятно, что большинство людей, проживающих в этом месте должны отличаться повышенным уровнем бесстрастия и цинизма в сравнении с беспечными жителями средней полосы и, тем более, счастливыми южанами. Этого у Юфита было вдосталь, но кроме того Бог не обделил его дерзостью мышления, тягой к знанию и художественным талантом.


"Рыцари поднебесья". Фильм про коммунистических героев.

В 1988 году он получил некоторое кинематографическое образование, свел знакомство с Сокуровым и Германом, что позволило легализовать движение в институциональном плане и получить доступ к более продвинутой технике, результатом чего стала относительно длинная лента «Рыцари поднебесья», в которой впервые присутствуют диалоги и некий первичный сюжет. Впрочем, он не обладает каким-либо значением и быстро рушится под собственным пафосом: начало фильма предвещает откровения о необычайно величественной и секретной миссии советских героев, разумеется, оказывающихся грязными и потертыми бичами, одержимыми задачей зазря убивать и умирать.


"Воля". Фильм про свободу.

Можно счесть это пародией на царившую в СССР полоумную шпиономанию и нездоровую склонность к засекречиванию самой невинной информации — если бы не звучавшее неоднократно признание самого Юфита, что политика и связанные с нею подтексты ему до фени, он знал про режим всё, что нужно знать, и занимался совершенно иным. Некрореалистов увлекало создание своеобразного «лексикона смерти» и попытка совместить его с новаторским киноязыком. Однако, поскольку это течение принадлежит к постмодерну, попытка трактовать всё в лоб непременно заведет в тупик. Начать с того, что в юфитовских ранних фильмах нет ни подлинных смертей (в «конвенциональном» советском кинематографе их было куда больше: например, Тарковский в «Андрее Рублеве» заживо сжег корову в кадре, а в благостном «Полосатом рейсе» вообще застрелили импортного льва лишь за то, что он не хотел принимать снотворное), ни сколько-нибудь реалистичных фабулы и действия — тут же отпадает и «некро», и «реализм»...


"Весна". Фильм про счастье.

Но если подойти к атрибуции взвешенней, станет ясно, что имеет место и то, и другое. Прежде всего, некрореализм — это активная игра с коллективным бессознательным (в значительной части короткометражек Юфита знаковую роль выполняют хаотичные действия массовки), эксплуатация табуированных в советском обществе тем. В первую очередь, это тема смерти, причем в обработке режиссера она предстает лишенной как романтического флера, так и примордиального ужаса. Да, смерть, сама мысль о которой до одури пугает типичного обывателя в творчестве Юфита презентуется настолько буднично — и вместе с тем, натуралистично, что теряет мистический ореол. В то же время, она показывается с явственным почтением. К примеру, в «Вепрях суицида» персонажи перед плановой мучительной гибелью осуществляют нетривиальные и торжественные манипуляции, более похожие на квазирелигиозные ритуалы. Что позволяет мимоходом затронуть еще одну важную тему.


"Вепри суицида". Фильм про дружбу.

Конец 80-х годов — время ренессанса РПЦ, который, конечно, не мог пройти мимо некрореалистов, живо (прощения просим за невольный каламбур) интересующихся всяческой смежной тематикой. Большинство героев юфитовских картин принимает смерть со смирением («Мужество») и даже с ликованием («Весна»), оставляя после себя множество новых адептов («Лесоруб»). В христианской культуре мученическая смерть, как известно, приветствуется, и даже самоубийство в некоторых обстоятельствах не является помехой к прославлению в лике святых. Считается, что святой после смерти не подвергается гнилостному распаду, но превращается в нетленные мощи — а биология посмертной декомпозиции тела является важным элементом некрореалистической эстетики. В ходе штудирования различных пособий по судебно-медицинской экспертизе (в т.ч. и засекреченных милицейских учебников), участники движения, однако, пришли к выводу, что в российском климате застарелый труп — даже самого христианнейшего и геройского человека — как правило, превращается в так называемый «жировоск», ставший культовым элементом в художественном лексиконе некрореалистов.


"Лесоруб". Фильм про надежду.

Таким образом, некрореализм представляет собой не просто извращенное художественное направление, но и многослойный синтез сакральных практик, опыта препарирования классики и авангарда, молодежного нигилизма, естественнонаучного знания и философского поиска. Впрочем, сам Евгений Юфит не был склонен к излишнему теоретизированию и призывал всех, интересующихся его фильмами полагаться в первую очередь на чувственное восприятие, небезосновательно считая, что нынешний язык пока слишком беден, чтобы адекватно и честно изложить сущность этого творчества.

Tags: ,

31 comments or Leave a comment
Comments
korevona From: korevona Date: March 15th, 2018 07:07 am (UTC) (Link)
вдохновение к теме смерти Юфит вероятнее всего черпал от Э. Уорхола, который любил эту тему и именно так смотрел на все, а свободные художники 80-90 - х подражали его подходу к работе (странные фильмы, фабрики, изнанка, простой взгляд без теоретизирования).
richteur From: richteur Date: March 15th, 2018 06:12 pm (UTC) (Link)
А я не знаю, можно ли было в Питере 80-х годов получить доступ к серьезному анализу или прямой речи Уорхола. Вроде, советские если о нем и писали, то как о "пропагандисте потребления", "короле китча" и т.п.
Но какое-то сходство налицо, да.
korevona From: korevona Date: March 15th, 2018 06:48 pm (UTC) (Link)
"неформалы" хорошо знали, ставили его портрет в красный угол, в 80-х была даже выставка Уорхола в "АССА" (квартира Тимура Новикова, переделанная в галерею по примеру "Фабрики"), наши музыканты и художники передали ему в 85-м привет и картины, а Энди в ответ прислал гостинцы "новым художникам" в Россию - свою книгу, принты и, конечно, несколько банок супа :))) это все как раз волна и окружение Юфита
bigfatcat19 From: bigfatcat19 Date: March 15th, 2018 07:08 am (UTC) (Link)
>В сочетании же с особенностями климата Санкт-Петербурга: давящим на психику низким и вечно пасмурным небом, типичным для лета избытком влаги и дефицитом кислорода, типичной для зимы 18-часовой ночью и мертвящей вьюгой — становится понятно, что большинство людей, проживающих в этом месте должны отличаться повышенным уровнем бесстрастия и цинизма в сравнении с беспечными жителями средней полосы и, тем более, счастливыми южанами.

Как человек, родившийся и выросший в Заполярье, могу сказать только: "Охуеть концепция". Мне кажется, дело в другом. Поздний совок был просто излишне мягок ко всякому говну, предоставляя этому говну возможность для семяизвержения самоиспражнения самовыражения. Сейчас-то такое хрен проканает: во-первых, жрат что-то нужно, а на жрат надо заработать. А во-вторых - у всех телефоны с камерами, снимают, как в туалете одноклассников пиздят. Кому, нахер, будут нужны новые культурные направления, если любая школота может стать в них киноакадемиком?
mr_garett From: mr_garett Date: March 15th, 2018 10:28 am (UTC) (Link)
Ну, простите, не каждый пишущий гуро школяр - де Сад.
richteur From: richteur Date: March 15th, 2018 06:13 pm (UTC) (Link)
В позднем совке, в общем-то, можно было сесть в тюрьму за чтение книг или коллекционирование заграничных денег.
mr_garett From: mr_garett Date: March 15th, 2018 07:23 am (UTC) (Link)
Я даже не удивлен, что режиссер умудрился умереть.
mr_garett From: mr_garett Date: March 15th, 2018 07:23 am (UTC) (Link)
А что пишут внутри секретных милицейских учебников?
richteur From: richteur Date: March 15th, 2018 06:24 pm (UTC) (Link)
Всякие сведения, которые нежелательно (по мысли начальства) знать широкой публике. Я читал несколько, со снятыми грифами - ничего особо интересного.
feona2003 From: feona2003 Date: March 15th, 2018 09:57 am (UTC) (Link)
Ой( даже не слышала.
richteur From: richteur Date: March 15th, 2018 06:25 pm (UTC) (Link)
Есть вещи, про которые лучше не слышать )
mr_garett From: mr_garett Date: March 16th, 2018 11:04 am (UTC) (Link)
Есть вещи, про которые лучше не знать, что они есть.
deankorrl From: deankorrl Date: March 19th, 2018 12:57 pm (UTC) (Link)
""Вепри суицида". Фильм про дружбу." - гениально:) И кто-то ещё смеет наши таланты с убого-безыдейными, лишенными всякого юмора, зато снабженными принтами и супом Уорхолами сравнивать.
а про полные метры его напишете? Творения Юфита немного схожи по духу c фильмами Дмитрия Фролова, видали? если нет, то вот: https://deankorrl.livejournal.com/532262.html
ещё Юфит мне всегда напоминал абсурдные кобринские треш-опусы, вроде Гомо Парадоксум-III

Edited at 2018-03-19 03:11 pm (UTC)
richteur From: richteur Date: March 20th, 2018 04:41 pm (UTC) (Link)
Спасибо)
Но я не то, чтобы спец в этой сфере. Так, понемногу открываю для себя нечто скрытое от широкой публики.
Может, когда-нибудь и на полные метры размахнусь.
deankorrl From: deankorrl Date: March 20th, 2018 05:12 pm (UTC) (Link)
И вам спасибо, за Лопушанского. прочла и обомлела...понеслась скачивать несмотренные симфонию и посетителя музея. Заодно и "Письма" надо б пересмотреть; впрочем, как 10 лет назад я этими письмами не прониклась и ничошеньки не поняла, так и сейчас вряд ли постигну столь высокие материи:) Вряд ли найдется тот, кто мог бы лучше, чем вы, о нем написать
31 comments or Leave a comment