?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Репрезентация североирландского конфликта 1968-1998 (The Troubles) в современном кинематографе. Ч.4 - Чёрный хлеб и белая раса — LiveJournal
richteur
richteur
Репрезентация североирландского конфликта 1968-1998 (The Troubles) в современном кинематографе. Ч.4


Предыдущая часть.

Итак, к началу 90-х годов все силы, принимавшие участие в "Смуте" - ирландские националисты, ольстерские лоялисты, Британия и Ирландия хотели мира. Потенциал войны, однако, исчерпан не был, каждой из сторон казалось, что стоит еще чуть поднажать - и можно добиться куда более выгодного компромисса, поэтому переговоры и перемирия перемежались вспышками насилия едва ли не более жестокого, чем в горячие 70-80-е годы.


Северные ирландцы находились в специфическом положении. Солдаты ИРА полностью перехватили стратегическую инициативу и наносили британцам удар за ударом практически каждую неделю - в том числе, и на территории Англии. Однако их политическое крыло, социалистическая партия Шин Фейн во главе с опытным и дальновидным лидером Джерри Адамсом очень хорошо понимала, что выиграть эту войну, убедительно разгромив противника не получится - уж больно неравны силы - и необходимо дать Короне возможность сохранить лицо; пожертвовать малым, чтобы получить остальное. Тем более, что на ирландцев южных, из Дублина рассчитывать приходилось все менее и менее.

В Ирландской республике существовало две мощные правые партии — Фине Гэль и Фианна Фол, различия в программах которых были ничтожными, и голосовали за них исключительно исходя из своего отношения к англичанам: электорат ФГ выступал за нормализацию отношений с Британией, что сулило мощный экономический рост, а сторонники ФФ были готовы поступиться достатком, лишь бы хоть как-то насолить бывшей метрополии. Но после смерти участника восстания 1916 года, лидера Фианны Фол Эймона де Валера и вступления Ирландии в панъевропейские структуры различия совсем стерлись. Ольстерский вопрос (а во всех редакцих конституции Ирландии были подчеркнуты ее территориальные претензии на Ольстер - о претворении которых в жизнь всерьез не думал уже ни один гражданин республики) был последним досадным эпизодом, осложнявшим отношения между Ирландией и Соединенным королевством. Поэтому дублинцы начинают явочным порядком отказываться от какой бы то ни было поддержки ИРА, и это усугублялось тем фактом, что традиционно правая Ирландия с большим трудом находила общий язык с преимущественно левыми ирландцами из Ольстера. В газетах Ирландии все чаще встречались откровенно враждебные пассажи в адрес ИРА, а главным хитом самой известной ирландской поп-группы "The Cranberries" стала песня "Зомби", в которой североирландские националисты открыто клеймятся полоумными убийцами детей. А ирландская Garda (полиция) приступает к открытому сотрудничеству с королевскими спецслужбами, не только вскрывая схроны ИРА, но и арестовывая скрывающихся на юге добровольцев, в результате чего организация оказывается между молотом и наковальней.

С другой стороны, Лондон понемногу осознал, что прямые убытки и недополученная прибыль в результате североирландского конфликта составляет десятки миллиардов фунтов, что война перестала приносить политические дивиденды, что ольстерские лоялисты полностью разгромлены ирландцами, а полиция находится на грани разгрома, что даже БиБиСи и армия протестуют против продолжения конфронтации. Так что заключение мира было неизбежно.

В эту сборку я решил включить несколько фильмов, которые повествуют о событиях в Ольстере и в Ирландии в 90-00-е годы, накануне подписания Белфастских мирных соглашений ("соглашения Страстной пятницы") и в первые годы после. В некоторых из них ИРА и "Смута" служат лишь фоном для основного действия, но, тем не менее, эти произведения полезны для понимания общего контекста происходящего. Ну и под конец - выводы, сделанные мною в ходе реализации этого проекта - просмотра всех художественных фильмов, посвященных The Troubles, североирландскому конфликту 60-90-х годов.

Теневой игрок / Shadow Dancer, 2012



1993 год, Лондон. Ирландская террористка желает заложить бомбу в метрополитене, покалечить массу людей - но ее давно уже "ведут", хватают и тут же отправляют к следователю MI5, легко и просто ломающему ее волю, потому что она устала и вообще для борьбы не предназначена. Разведчик легко разводит женщину на доверии и делает ее осведомительницей - она может рассказать важное, ведь ее родные братья являются видными офицерами ИРА. При этом, одинокий офицер испытывает сочувствие к хрупкой матери-одиночке, не совершившей еще непоправимых преступлений и вовлеченной в ряды боевиков неумолимой логикой гражданской войны. Их отношения с самого начала выходят за рамки служебных.

Но неожиданно герой сталкивается с то ли глупостью, то ли изменой начальства, которое будто специально делает все, чтобы провалить его агента. Женщина счастливо выпутывается из одной передряги, но к ней прочно приковано внимание штатного контрразведчика ИРА, точно знающего о наличии в организации провокатора и уже озверевшего от безуспешных попыток взять след. Англичанин, тем временем, осознает, что в стане республиканцев оперирует еще один агент, балансирующий на грани раскрытия - поэтому начальство приняло решение на скорую руку завербовать рядовую террористку - и тут же как бы невзначай вломить ее неприятелю, сняв тем самым подозрения с основного "крота". Опытного офицера разведки, успешно завербовавшего и уберегшего нескольких осведомителей, возмущает потребительское отношение к ежечасно рискующим своей жизнью людям, и он принимает решение нарушить правила конторы.

Это, пожалуй, один из лучших фильмов на тему "Смуты", может быть и лучший, о событиях 90-х годов. Как нельзя хорошо показана ожесточенность и непримиримость участников конфликта - но за этой, наросшей за 20 лет грязной войны коростой, все же скрываются остатки человечности, милосердия и совестливости. И даже в зачерствевшем солдате внезапно может проснуться странное чувство, побуждающее его действовать нелепо и иррационально, вопреки "национальным интересам"... просто делать что-то простое и очень важное для самого себя, чтобы не уйти в окончательный разлад со своей душой - даже если это будет последним, что он успеет совершить перед неотвратимой смертью. Актерский состав, пожалуй, идеальный - Клайв Оуэн замечателен в роли хладнокровного и благородного стоика, Андреа Райзборо хороша, такая неброская и беззащитная, но с явным внутренним стержнем девушка; именно такая только и могла бы пленить сердце закаленного оперативника; даже жилистая лесбиянка Джиллиан Андерсон на своем месте - и неплохо смотрится для своих 60 лет.

"Генерал" / The General, 1998


Этот фильм, как и последующий, не имеет прямого отношения к "Смуте", события в нем разворачиваются в Ирландской республике на рубеже 80-90-х годов, а главным героем является профессиональный бандит Мартин Кэхил, которому газетчики дали уважительное прозвище "Генерал". Кэхил - невероятно хитроумный и наглый преступник, сколотивший самую эффективную шайку в истории Ирландии, но при том - с некими принципами, он не пил и не курил, боролся с наркоторговцами, брезговал "мокрухой", очень любил детей, которых наплодил невероятное количество, сожительствуя одновременно с двумя сестрами; а еще страстно разводил почтовых голубей. Во всем остальном - ничего святого для него не было, к примеру, он ограбил крупнейшую ювелирную фирму страны, вынудив ее обанкротиться и уволить массу работников; учинил налет на частную галерею, откуда украл дорогостоящие картины и требовал 20-миллионный выкуп, а когда получил отказ - решил продать их ольстерским лоялистам. Это его и сгубило.

В процессе своей преступной деятельности, Генерал не раз переступал дорогу ИРА, и относился к этому до чрезвычайности легкомысленно. Например, пытаясь сорвать свой судебный процесс, взорвал эксперта в машине - так, чтобы не убить, а лишь припугнуть, но ноу-хау минирования автомобилей однозначно ассоциировалось с республиканцами, которые справедливо возмутились, что на них спихивают ответственность за "левый" теракт и вынесли Кэхилу предупреждение. Второй раз, после ограбления ювелиров, ИРА обложила Генерала военным налогом, что он с пренебрежением проигнорировал, показал зубы и продемонстрировал свою личную гвардию, готовую ради удачливого и щедрого шефа на все. Боевики были вынуждены отступиться, но затаили некоторую черствость, и когда связь беспринципного уголовника с их заклятыми врагами-лоялистами была доказана - без раздумий убили его. Причем сделали это с подачи полиции, которой безнаказанные выходки распоясавшегося преступника уже надоели хуже горькой редьки.

На самом деле, фильм так себе, с неявными заходами в области кинокомедии (реальный Генерал прятал свое лицо от реальных и воображаемых камер, доходя до паранойи, и здесь это вдосталь обыгрывается; он же был дерзким до безумия анархистом, который, беседуя с явившимися прижать его налоговыми инспекторами, отлучившись в туалет, попутно поджег их машину), в области психологической драмы (герой типа не может не осуждать соратника, изнасиловавшего собственную дочь - но вынужден спасать его от суда, ибо тот может дать показания, и с этой целью инсценирует на его квартиру налет, чтобы запутать полицию и выгадать время для переговоров с потерпевшей - однако в последний момент вместо оговоренного выстрела в мякоть ноги "для правдоподобия", сносит мерзавцу коленную чашечку, чтоб наказать его по понятиям), но выглядит это до боли кондово, трафаретно и вымученно. При этом, актер Брендан Глисон - он внешне противный очень, и сочувствовать его Генералу не хочется совсем, даже в его светлый, "робингудовский" период. Примечательно, что в фильме подсвечивается активная борьба ИРА с наркоторговлей, что является основной темой и следующего фильма.

Охота на Веронику / Veronica Guerin, 2003



Вероника Герин - это дублинская журналистка, обожающая расследовать острые темы. В Ирландии беда — в 90-х годах в страну пришла героиновая чума. Молодые люди ходят как зомби, гниют заживо, крадут деньги и товары, продают себя. Поэтому Вероника, пронырливая и дотошная репортерша, пытается распутать каналы поставок наркотиков в Ирландскую республику. Не жалко ей никого и ничего — ни себя, ни своего ребенка, ни семью. Ее предупреждают сначала по-хорошему, потом — по-плохому, потом еще раз по-хорошему, потом еще раз по-плохому, и, наконец, разгневавшись — убивают. Но смерть ее положила конец торговле наркотиками в Ирландии, по крайней мере так утверждают титры. Фильм довольно монотонный, в стиле "бродилка", где героиня ездит по адресам и вытягивает из собеседников обрывки информации, потом, обработав и сопоставив факты, и что-то творчески домыслив, отправляется по второму кругу, и так далее, до полной готовности материала. Судя по этой картине, работа газетчика столь же нудна и противна, как торговля "Гербалайфом" или сбор подписей в поддержку "Единой России"...

Про ИРА тут лишь мимолетное упоминание, но вообще отношения Армии с наркотой и роль во всем этом Англии — очень хорошая, но совершенно табуированная тема. Кое-что, все же можно распутать. Британия с конца XVIII века уделяла наркотикам особое внимание, в XIX стала де-факто монополистом в поставке веществ на мировой рынок, а в XX диверсифицировала бизнес, формально переписав его на всяких там баронов из «Золотого треугольника», Турции и Колумбии, чуть позже - Афганистана и Чуйской долины, но реальный бенефициар до сих пор обитает в Виндзорском дворце.

В 70-90-е годы солдаты ИРА десятками отстреливали наркоторговцев в Ольстере, потому что все дилеры были обязательно связаны с Лондоном или лояльными ему структурами. Военный совет ИРА одно время колебался, не стоит ли обложить барыг особым налогом, но по некотором раздумьи было принято единогласное решение: наркоторговля - это форма британской гибридной войны против ирландского народа, и надлежит мелких торговцев увечить, крупных - расстреливать и взрывать, товар - сжигать. В результате действий республиканцев и зонтичных организаций типа "Прямое действие против наркотиков" наркодилеры в Ольстере были вырезаны под корень.

В самой Ирландии ситуация была сложнее. Во-первых, не кипела там ненависть к Британии, слишком много воды утекло, чтобы продолжать точить зуб. Во-вторых, значительная часть инвестиций в республиканскую экономику была английского происхождения, а куда текут деньги официальные, туда обязательно просачиваются и мафиозные ручейки. Так что ирландские и английские бандиты вполне себе сотрудничали, только для одних это был «всего лишь бизнес», а для других еще и средство разложения потенциально враждебной нации. Поэтому расследование Вероники Герин, глупой, но отважной и сознательной женщины вызвало у ирландской уголовной общественности досаду, а потом и реальное беспокойство: ее деятельность стала настоящей проблемой, которую преступники решили в своем стиле. Но заказных убийств женщин в Ирландии до того никогда не случалось, общественность встала на дыбы и правительство приняло поправки в законодательство, ужесточавшие ответственность за наркоторговлю и позволявшее конфисковать крупную собственность, если владелец не мог доказать ее законное происхождение. В итоге ирландская организованная преступность была полностью парализована, лидеры разорились и разбежались по Европе, преследуемые Интерполом по пятам, а продажа английских наркотиков вошла в привычное русло, вредящее здоровью нации в умеренных пределах.

Боксер / The Boxer, 1997



Мы снова возвращаемся в Северную Ирландию, в самый канун подписания мирного договора. Герой, бывший доброволец ИРА Дэнни Флинн возвращается после 15 лет тюрьмы. Армейские кордоны в Белфасте понемногу снимаются, но попасть из протестантского в католический квартал — по прежнему, нетривиальная задача. ИРА продолжает заменять полицию, муниципалитеты и налоговую инспекцию в районах, населенных ирландцами.

Дэнни раньше хорошо занимался боксом, был надеждой своего тренера, который после оглашения приговора спился, но встретившись, они решили открыть секцию бокса, приглашая и католиков, и протестантов. А там герою на глаза попадается бывшая любовь всей жизни — но она замужем за другим, и положение осложняется тем, что он — герой-республиканец, сидит в тюрьме, и от него сын. А еще она - дочь командира Белфастской бригады, которому все сложнее удерживать своих парней в узде - в свете проявляемой англичанами неуступчивости в переговорах. Его вспыльчивый зам считает, что ряд терактов заставит британцев принять условия, и действует вопреки приказам босса, нарушая перемирие. И целью выбирает - спортивный клуб, куда, пытаясь преодолеть вражду и недоверие впервые за много лет выбралась публика разного вероисповедания.

Драматургия картины меня, увы не захватила. Никак не могу заставить себя полюбить актера Дэниэла Дэй-Люиса, которого любят многие, но мне он кажется явным и неприятным "имитатором ранга". В дополнение к нему идет актриса Эмили Уотсон, по которой столь истово сохнуть может лишь мужчина, 15 лет не видевший женщины, но зрителю даже с чуть меньшим опытом отсидки она видится тем, кем и является - пастозным пучеглазым существом с мерзкими губами-ниточками.

В основу картины положен конфликт между "ястребами" и "голубями" в руководстве ИРА, и если подобрать ближайшую аналогию - то это разрыв между руководителем Шин Фейн Джерри Адамсом и ветераном, членом Военного совета ИРА Айвором Беллом в середине 80-х годов. Если второй был настроен непримиримо и неустанно настаивал на "наступлении Тэт" (внезапный удар армии Северного Вьетнама по американским позициям в 1968 году, сломившим волю США к сопротивлению) против англичан, то Адамс считал, что автоматы и бомбы уже сказали свое слово, и теперь необходимо действовать в правовом поле - как республиканцы первого поколения, добившиеся независимости Ирландии в ходе равноправных переговоров с британским правительством. В ходе внутрипартийной дискуссии победила точка зрения Адамса, а Белл, несмотря на прежние заслуги, был отправлен в отставку, и, конечно, не стал предпринимать ничего, противоречащего мнению большинства: ИРА и Шин Фейн были здоровыми организациями, чуждыми вождизма и секционизма, спаянными железной дисциплиной своеобразного "демократического централизма". Поэтому события, показанные в фильме просто не могли состояться. У меньшинства было два выбора - либо подчиниться воле большинства, либо официально заявить протест, покинуть ряды организации и основать новую, с другим названием, на свой страх и риск (когда-то так появилась на свет и Временная ИРА, отделившись от пацифистской официальной ИРА). А состоять в рядах и систематически нарушать приказы руководства элементарно невозможно и по совести, и по "физическим законам". Поэтому картина - ниже всякой критики.

Ома / Omagh, 2004



В 1997 году представители ИРА и Лондона подписали перемирие, но часть республиканских радикалов его не признала, откололась в отдельную группу, и, чтобы обратить на себя внимание, устроила взрыв в североирландском городе Ома в августе 98-го. Вообще-то, боевики, как водится, за полчаса предупредили о бомбе, но то ли сами перепутали названия улиц, то ли в полиции их не так услышали, короче, оцепили совсем не тот квадрат, и принялись выгонять из него людей именно туда, где стояла заминированная машина. В итоге погибло 29 человек, больше, чем в каком-либо ином теракте даже во время Смуты. Протагонистом является Майкл Галлахер, пожилой ирландский работяга (католик, кстати, у которого брат погиб, сражаясь в ИРА), потерявший во время взрыва единственного сына.

Первичные шок и боль вытесняются похоронными хлопотами, но потом, как ни пытайся ускользнуть, приходят рефлексия и депрессия. Майкл старается заглушить тоску, вступив в общество родственников жертв теракта и становится его активистом. Но полиция относится к расследованию без энтузиазма, продвижение дела буксует, высокие чины безучастно соболезнуют пострадавшим и отделываются ни к чему не обязывающими заявлениями. Майкл начинает собственный розыск, и, поскольку ему сочувствуют даже антибританские политики, члены ИРА и полиция Ирландской республики, умудряется найти ворох исчерпывающей информации, на которую, однако, английские власти плюют с высокой колокольни. В ходе осмысления ситуации постепенно выясняется, что террористы, взорвавшие бомбу являлись лишь марионетками в чьем-то большом представлении, и нити уходят настолько высоко, что маленькому человеку дотуда никогда не дотянуться. Единственное, что ему остается — вести себя с достоинством, не плакать и не жаловаться, потому что это только радует организаторов.

В этом фильме меня просто добил ирландский актер Джерард Максорли, который снимался в КАЖДОМ фильме про "Смуту", исполняя то республиканцев, то англичан - в основном, брутальных негодяев, чему сопутствовала его угрюмая внешность. А здесь как бы его бенефис, он самый главный герой, он снимается в своем родном городе, и роль это действительно выдающаяся по трагизму... но глаз уже привык воспринимать его как злобного персонажа второго плана, и каждый взгляд на Максорли вызывает удушье - не то от глупого смеха, не то от идиосинкразии - до того он достал.

Хотя в целом, фильм неплохой: снят в псевдодокументальной "догмовской" манере, с очень личной камерой, и говорит о важных вещах. Но, к сожалению, у меня он не пошел.

Пять минут рая / Five Minutes of Heaven, 2009



Обычно в фильмах про ирландский конфликт главными героями оказываются солдаты ИРА, здесь же приведен взгляд со стороны боевика-лоялиста. В подростковом возрасте, в самый разгар «Смуты» (1975 год) Алистер Литл вступил в протестантскую военизированную организацию и вскоре получил важное задание: убить ирландца. Даже не республиканца, а так, обычного парня, «чтобы сравнялся счет». И убил, причем сделал это на глазах его 10-летнего брата Джо. Алистер урвал свои «5 минут рая», встретив аплодисменты и поздравления в лоялистском пабе, после чего его тут же посадили в тюрьму, а Джо предстояло долгие годы жить с горьким ощущением своей вины, бессилия и желания отомстить.

33 года спустя героев решают свести в популярном реалити-шоу, на весь свет растрезвонив о том, что ирландцы и англичане, католики и протестанты, жертвы и убийцы примирились даже на микроуровне. Но, конечно, не все так просто. Алистер прекрасно понимает, что никакого мира под камерами не будет, но даже он не представляет, что Джо едет на передачу, решительно настроившись убить своего врага. Получить собственные «5 минут рая».

Хороший и серьезный фильм, показывающий мир по-взрослому. Герои — мужчины среднего возраста, не позволяют себе никаких соплей, но это не значит, что они лишены эмоций. Наоборот, всякие опустошительные чувства бушуют в обоих: более сдержанный Алистер не выставляет их напоказ и горит изнутри; темпераментный Джо не делает секрета из своих волнения и ненависти, но и от такого морального эксгибиционизма легче не становится — оба персонажа (в исполнении Лиама Нисона и Джеймса Несбитта) одинаково убедительны и вызывают сочувствие. Как кончится эта история — неясно до финальных титров, не вызывает сомнения лишь одно — даже если примирение и состоится, оно будет далеко не таким сусальным и торжественным, как того бы хотелось мастерам пиара. Кровь — это слишком грязная субстанция, чтобы так просто отмыть ее с рук. Для этого потребуются поколения. На этом я и хотел бы завершить свой рассказ о кинофильмах, посвященных трагическим и болезненным событиям североирландского конфликта, в ходе которого, однако люди не переставали жить, работать, любить - и бороться, проявляя чудеса отваги и мужества; и предавать или убивать, выказывая запредельную подлость и гнусность. Впрочем, все это характерно для любой национально-освободительной войны - именно так стоит классифицировать ольстерский конфликт, хотя англичане пытались обозначить его как "межобщинное противостояние" либо использовали литоту "Смута" ("Проблемы", "Неприятности").

Перед окончательными и совокупными выводами о фильмах, расскажу о текущем положении дел в Северной Ирландии.



Флаг Ирландской республики, придуманный в середине XIX века призван был символизировать вот что: зеленый цвет — католиков, оранжевый — протестантов, а белая полоса меж ними — мир. Достичь мира не удавалось свыше 150 лет, но в 1998 году было подписано Белфастское "соглашение Страстной пятницы", формально завершившее конфликт. Ирландцы получили все, что они хотели получить в 60-70-е годы, когда стонали под пятой протестантов: прекращение юнионистского террора, допуск католиков в органы власти, выравнивание статуса двух общин в регионе, а также, право на самоопределение (согласно Белфастскому соглашению был разработан ряд процедур, при соблюдении которых, теоретически Ольстер мог легитимно выйти из состава Британии и соединиться с Ирландией), полную и окончательную амнистию всех, принимавших участие в борьбе, укрепление связей с Ирландской республикой и ощутимый приток инвестиций из Лондона и от частных инвесторов, отпугиваемых прежде непрекращающейся стрельбой. Даже местные органы внутренних дел переименовали из "Королевских Ульстерских констеблей" в нейтральную "Полицейскую службу Северной Ирландии", чтобы завлечь на службу ирландцев-католиков, которым тошно было работать в любом учреждении, ассоциируемом с Короной.


Слева Ян Пэйсли, лидер лоялистов справа Джерри Адамс, лидер националистов. Впервые сидят за одним столом.

Протестанты, чьи паравоенные формирование впали в ничтожество, чьи полевые командиры находились на крючке у ИРА, а единственный их харизматичный вождь, преподобный Ян Пэйсли постепенно впадал в старческую деменцию, получили формальное подтверждение своего статуса самой важной общины в регионе и практически гарантированный, в силу численного преобладания ольстерских лоялистов, пост Первого министра, главного должностного лица в Северной Ирландии.

Англичане вышли из войны, не потеряв лица, представ перед мировой общественностью как благородные рыцари, помирившие два отсталых и неспокойных народа, затеявших резню на британской территории. Поток похоронок из Ольстера иссяк, хотя ограниченное военное присутствие на острове сохранилось; при этом, что куда более важно, финансовым проектам британцев более ничего не угрожало (взрывы, устроенные ИРА в центре Лондона и Манчестера в 1996 году принесли прямых убытков на миллиард фунтов; считается, что эти акции стали последней соломинкой, переломившей спину британского осла).


Мартин Макгиннесс, один из лидеров Шин Фейн и бывший офицер ИРА жмет руку королеве.

Наконец, Ирландия избавилась от идеологического наследия войны за независимость, с облегчением перестав выступать в роли вечного заступника за агрессивных северных братьев, и принялась выстраивать отношения с Великобританией на равноправной и взаимовыгодной партнерской основе, результатом чего стало "ирландское экономическое чудо", принесшее крошечной стране гордое звание "кельтского тигра".

Впрочем, все было не так гладко. Стрельба и взрывы, организуемые маргинальными непримиримыми группировками продолжались (см.описание фильма "Ома"), правда в меньших объемах. Хотя в 2005 году состоялось полное разоружение ИРА и лоялистских организаций, время от времени полиция и третьи лица натыкаются на старые схроны; при том обе организации на всякий случай приобретают новое оружие.

На последних выборах в Ольстерский парламент, лоялисты впервые не получили большинства мест. Ирландские националисты, в целом, немного укрепили свои позиции, но главным было окончательное оформление «третьей силы» - группы либеральных и социалистических партий, отрицающей объединение по национальному или религиозному принципу. Это позитивное явление, однако, привело к самому серьезному конституционному кризису с 1998 года. Уже больше года не получается назначить Первого министра и, в целом, сформировать кабинет, из-за непримиримых позиций унионистов и националистов. Между тем, нынешнее парламентское большинство в самой Великобритании целиком зависит от ольстерских лоялистов, вступивших в коалицию с консерваторами и сделавших их своими заложниками в ирландском вопросе. Но лоялисты начали критиковать даже премьер-министра Терезу Мэй, пытавшуюся разрядить обстановку и примирить упершиеся фракции... До возобновления стрельбы далеко, но осознание пределов взаимодействия между католиками и протестантами ощутил каждый житель Ольстера, Британии и Ирландии.



В Ирландии, кстати, экономическое чудо сменилось дьявольским упадком, партию Фианна Фол сотрясли неведомые до того коррупционные скандалы и она провалилась на выборах, а большинство потерянных мандатов получила Шин Фейн, ставшая таким образом, влиятельной силой не только в Ольстере, но и в парламентах Ирландии и Великой Британии (правда в Вестминстерский дворец "шиннеры" стабильно не ездят, поскольку для получения статуса депутата нужно присягать королеве), и, говорят Джерри Адамс, покинувший 10 февраля 2018 года пост лидера партии, сделал это, чтобы получить возможность участвовать в выборах президента Ирландии, которые состоятся в ноябре этого года. Поскольку Адамс и Шин Фейн являются единственной политической силой на острове, для которой единство Ирландии не является пустым звуком (в прошлом году он внес в программу партии обещание не позднее 2022 года организовать общенациональный референдум по вопросам объединения), уже в ближайшее время мы увидим плоды этого решения.

Ну, впрочем, вернемся к кинематографии.

Я посмотрел 24 художественных фильма, охватывающих события на острове Ирландия в 1960-2000 годах и снятых в 1984-2017 годах. Из них в обзор попали лишь 16 - остальные не поднялись до некой минимальной планки качества и правдивости, либо же я их смотрел ранее, но в заметку включать не стал (как получилось с лентами "Долгая страстная пятница" или "Однажды в Ирландии", поскольку ИРА там на третьем-четвертом плане по значимости).
Основные выводы из всего увиденного:

1)В обстоятельствах конфликта по фильмам разобраться не получится.
У человека без фундаментальных знаний о "Смуте" в голове непременно сложится картинка: ирландские террористы (повстанцы) воевали против английских блюстителей закона (оккупантов), но эта позиция бесконечно далека от реальности. В большинстве фильмов такая значимая сила как ольстерские лоялисты просто опускается - хотя именно их руками была убита большая часть мирных ирландских католиков, англичане же лишь прикрывали их в ходе т.н. политики "сговора" (collusion) и отстреливали вооруженных добровольцев ИРА.

Как может 900-тысячная нищая и не слишком дружная община североирландских католиков на равных биться с 65-миллионной страной из самых процветающих и цивилизованных? С помощью южных братьев? Но ведь даже поддержи Ирландская республика борьбу северян официально - в раскладах сторон бы не многое изменилось; а вообще-то Дублин почти все время занимался двурушничеством. С помощью США? Но США не предприняли ни единой репрессалии против Великой Британии на почве "кельтского вопроса", и лишь иногда позволяли своей ирландской диаспоре предпринять некие неофициальные действия в пользу ИРА (как правило, в очень незначительных масштабах и на короткий период времени). С помощью других террористических движений и государств? От сотрудничества с баскской ЭТА и палестинцами ирландцам было больше вреда, чем пользы; Ливия поставила неплохой объем оружия, и, может быть, помогла республиканскому наступлению не захлебнуться в критический момент, но на много лет испортила репутацию ИРА в глазах американцев. С помощью СССР и соцлагеря? Смешно даже говорить. Вернее сказать, коммунисты действительно серьезно поддерживали ИРА - Официальную ИРА, которая осудила применение насилия по отношению к британцам и лоялистам, и тут же начала убивать членов Временной ИРА, выступавшей за применение к оккупантам военной силы.

В общем, на этот вопрос фильмы практически не дают ответа.

2)Конфликт достаточно местечковый, поэтому значительная часть фильмов отличается невыносимой дешевизной, либо (если кинематографисты обращались за помощью к официальным инстанциям) напичканы более или менее режущей глаза пропагандой. Лишь фильмы последнего десятилетия более или менее качественны. Их, кстати, продолжают снимать - буквально в момент написания этих строк узнал о фильме 2017 года "Maze", повествующем о побеге из британской тюрьмы для ирландских повстанцев. К сожалению, в этот материал он не вошел.

В общем, безусловно сильными и качественными, доступными любому зрителю лентами я могу назвать:

1993 - Во имя отца / In the Name of the Father - Джим Шеридан / Jim Sheridan - Великобритания, Ирландия

1996 - Сыновья / Some Mother's Son - Терри Джордж / Terry George - США, Ирландия

2012 - Тайный игрок / Shadow Dancer - Джеймс Марш / James Marsh - Великобритания

Хорошие фильмы с уклоном в арт-хаус:

2002 - Кровавое воскресенье / Bloody Sunday - Пол Гринграсс / Paul Greengrass - Великобритания, Ирландия

2004 - Ома / Omagh - Пит Трэвис / Pete Travis - Великобритания, Ирландия

2008 - Голод / Hunger - Стив МакКуин / Steve McQueen - Великобритания, Ирландия

Объективно неплохие картины, которые, впрочем, я не решился бы рекомендовать зрителю, который не интересуется конфликтом как таковым:

1990 - Тайный план / Hidden Agenda - Кен Лоуч / Ken Loach - Великобритания

1997 - Информатор / The Informant - Джим МакБрайд / Jim McBride - США, Ирландия

2008 - Пять минут рая / Five Minutes of Heaven - Оливер Хиршбигель / Oliver Hirschbiegel - Великобритания, Ирландия

2014 - 71 / '71 - Ян Деманж / Yann Demange - Великобритания

Все остальное, снятое по мотивам конфликта - по большому счету, шлак, совершенно необязательный для просмотра.

Такие вот дела, господа.

Tags: , , , ,

11 comments or Leave a comment
Comments
val_wld From: val_wld Date: March 11th, 2018 01:56 pm (UTC) (Link)
После предыдущей рецензии на "Во имя отца" мне показалось, что фильм Вам не понравился.
richteur From: richteur Date: March 11th, 2018 04:15 pm (UTC) (Link)
Ну да, были вопросы к фильму. Но на общем фоне - неплохо. Да и вне контекста, посмотреть людям со стороны - годится. История-то душещипательная.
mr_garett From: mr_garett Date: March 12th, 2018 08:01 am (UTC) (Link)
Спасибо за обзоры!
richteur From: richteur Date: March 12th, 2018 04:31 pm (UTC) (Link)
Служу народу!
timur0 From: timur0 Date: March 12th, 2018 09:24 am (UTC) (Link)
Большая работа проделана.
richteur From: richteur Date: March 12th, 2018 04:33 pm (UTC) (Link)
Мне уж смешно от этого моего маньячества, раньше, вроде не залипал так на одной теме )
antinormanist From: antinormanist Date: March 12th, 2018 06:41 pm (UTC) (Link)
Огромное спасибо за такой подробный разбор!
richteur From: richteur Date: March 13th, 2018 02:05 pm (UTC) (Link)
Было бы за что )
burchakov From: burchakov Date: March 12th, 2018 09:10 pm (UTC) (Link)
Спасибо.
richteur From: richteur Date: March 13th, 2018 02:06 pm (UTC) (Link)
На здоровье...
Олег Головин From: Олег Головин Date: November 8th, 2018 09:29 pm (UTC) (Link)
Большое спасибо за очень интересный цикл "ольстерских" кинообзоров. Надо бы посмотреть некоторые из рекомендованных фильмов.
Всё-таки, самая популярная и успешная ирландская поп-группа - Westlife.
11 comments or Leave a comment