richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Categories:

Варг Веум / Varg Veum, первые три фильма, 2007-2008

Что мы знаем о Норвегии? Ничего. Затхлый край с прекрасной природой и ужасной едой. Самая молодая, свободная и богатая - но и наименее культурная средь своих соседок по Скандинавскому региону. Во всяком случае, о норвежском кинематографе - в отличие от шведского или датского - ранее слышать не доводилось.

В кинорулетке, посвященной скандинавским нуарам, однако, мне достался именно фильм производства Норвегии, да еще какой-то номерной: "Варг Веум 2. Спящая красавица" (Varg Veum - Tornerose). Впрочем, примерно половине других участников выпали вообще 11-я, 48-я и так далее, вплоть до 228-й части этого чрезвычайно популярного цикла. "Раз уж выпала вторая серия, то от меня не убудет посмотреть еще и первую, увидеть как все начиналось" - решил я - но в ходе просмотра несколько увлекся, и взял себя в руки, поставил точку на третьем фильме.




Итак, Варг Веум - персонаж книг некоего Гуннара Столесена, профессионального норвежского писателя; впервые появился на страницах еще в 70-е годы, а 10 лет назад эту популярнейшую беллетристику решили экранизировать, разумно перенеся действие в наше время. Герой — 38-летний частный детектив, недавно изгнанный из полиции за рукоприкладство по отношению к негодяю. Бывшие коллеги втайне одобряют его поступок, но вообще, не упускают возможности указать герою на его нынешнюю ничтожность, подтрунивают над ним и всячески третируют. Особо усердствует глава местных сыщиков инспектор Хамре, толстый норвежский тролль... Видимо, даже демократическое государство до безумия ревнует, когда на его следственную монополию посягают представители общественности.



Детективный почерк Варга Веума особым своеобразием не отличается - в раскрытии преступлений полагается не столь на умственные способности, сколько на собственную мобильность, что, в сочетании с крепко засевшими в мозгу ведомственными навыками приводит к раз за разом повторяющейся курьезной ситуации: когда Веум покидает очередного свидетеля или место преступления, неповоротливые сотрудники МВД только-только подъезжают к нему и всяко выражают свою досаду. Особой силой он тоже не отличается — детектива сплошь и рядом изгоняют или бьют сторожа, охранники, телохранители, не говоря уж об уголовниках. Впрочем, герой со второго фильма несколько осмелевает, ведет себя более дерзко, вламывается к людям, грозит нанести им травмы - и иногда претворяет угрозу в жизнь. При этом не имеет пистолета, хотя норвежские законы довольно либеральны в этом плане: видимо, дело в том, что он слишком ценит жизнь, не желая отнимать ее даже у заведомого мерзавца. Но перейдем к конкретным фильмам.

В начале первой серии (Varg Veum – Bitre blomster) исчезает маленькая девочка, стражи закона бессильны и мать обращается к Варгу с просьбой отыскать одного человека. Она намедни дала отставку любовнику и подозревает, что он из мести похитил дочку. Варг приезжает на адрес, но обнаруживает, что мужчина отравлен удушливыми газами, и это не сильно напоминает самоубийство. Работал он на химзаводе, и когда детектив приходит туда потолковать с коллегами, они реагируют как-то нервно и агрессивно, убеждая героя в том, что он на верном пути. Мешать ему будет полиция, а помогать — честная и милая юристка, поймавшая сослуживцев на махинациях. Кажется, у них закрутится симпатичный роман - но нет, Варг и Анна останутся лишь приятелями, по крайней мере, в первых трех фильмах.



Картина выявляет дьявольские злоупотребления боссов химической индустрии, и для страны это - Проблема. Норвежцы помешаны на экологии, промышленность ненавидят, и без природы не могут жить. Но именно нефтегазовый сектор и тесно связанный с ним химпром превратили Норвегию из бедной рыбацкой страны типа Португалии или Эстонии - в государство №1 по индексу человеческого развития (т.е., с высочайшей продолжительностью жизни, доступностью образования и высокими зарплатами да пенсиями). Но нефть когда-то кончится, а экосфера еще и правнукам пригодится. А все же химия всякая колоссальные деньги в общенародную кубышку приносит прямо сейчас. Дилемма... В общем, норвежцы так и не могут определиться, но лишний раз обличить флагманов индустрии - сам Бог велел.



В завязке второго эпизода (Varg Veum – Tornerose) Веум едет аж в столицу братской Дании, вытаскивать юную наркоманку из под ледовласого педофила. Девица недовольна, с родителями ей не нравится - да и они как-то подозрительно себя ведут. Героя это настораживает, а тут еще живущая по соседству пара настойчиво вопрошает о судьбе своего сына, исчезнувшего синхронно с красоткой, и узнав, что Варг - детектив, беспечно его нанимает... не подозревая, что сейчас он начнет рыться в их прошлом, методично и бесцеремонно вываливая на свет Божий кучу позорных скелетов. Ибо в одну кучу смешались наркота, проституция стандартная и гомосексуальная, кровосмесительные связи, экономические преступления. Закончится все в меру грустно, в меру обнадеживающе. Думалось, будет больше крови, инцеста, цинизма, обреченности, жесткой социальной сатиры... Вообще, именно на этом фильме я заподозрил, что "Варг Веум" - не совсем типичный скандинавский нуар, не больший чем "Улицы разбитых фонарей", "Бандитский Петербург" или "Убойная сила" - впрочем, невские земли когда-то входили в состав Шведской империи, и значит, кинематографисты города Питера тоже с некоторым основанием претендовать на роль со-основателей жанра.



Ладно, перейдем к третьей картине (Varg Veum – Din til døden). С места в карьер происходит ограбление ипподрома юными балбесами из автосервиса, вовремя уносящими ноги на предназначенной к перекраске тачке. Машину выслеживает Варг Веум, посланный истинным владельцем, заявившем об угоне. Хозяин приходит и силой забирает автомобиль - с деньгами, надежно укрытыми в багажнике. А вскоре вываливается из окна, чуть ли не на глазах у Веума, случайно оказавшегося неподалеку. В этой серии детектив еще и всерьез влюбляется, и как-то особенно ярко демонстрирует свое редкостное мужество и благородство.

Где-то тут мне стало ясно, что качество сюжетов от выпуска к выпуску будет снижаться, и я решил оставить сериал навсегда, однако вынужден признать, что смотрел его не без наслаждения. Мне показался приятным главный герой, все время летящий по вечно сырым и тоскливым улицам Бергена: пожалуй, образ героя и его воплощение на экране - главная удача фильма.



Варг Веум — красавец-мужчина, истый викинг — смелый, честный и упорный. И при этом удивляет своей стоической сентиментальностью и простой человеческой добротой. Говорят, люди такого типа совсем повывелись в Скандинавии, где бал правят феминистки, геи и национально-расовые меньшинства, а обывательское «болото» трясется в ужасе, опасаясь быть обвиненным в политической некорректности, обскурантизме и шовинизме. Но все же природу-то не скроешь, потому измученные и запуганные Новым Мировым Порядком люди голосуют кроной за Варга Веума, такого старомодного, трогательного, обреченного на вечное одиночество в толпе - и умеющего растопить сердце самого предвзятого зрителя своим подкупающим печальным взором, своим золотым сердцем.

Да и нам, русским, он особенно близок. Неприкаянный, одинокий мужик - как никто заслуживающий счастья, но всякий раз получающий лишь ошметки от него... почти национальный архетип. Возможно, еще и "магия имени" играет не в его пользу, ведь ФИО детектива - говорящие: по старонорвежски значат что-то типа "изгой-осквернитель". Сплошь и рядом получается, что своим расследованием Варг ломает семьи, провоцирует людей на убийство и самоубийство, и познает как изощренно и гнусно могут себя вести самые невинные и располагающие к себе женщины. И если в первом фильме герой пробавляется бутылкой пива в неделю, то во втором уже пьет вино бокал за бокалом, а в финале третьего, после особенно тяжкого и деморализующего дела перед зрителем совершенно русский натюрморт: запотевшая бутылка водки, граненый стаканчик, миска с гнилой селедкой - и рядом обессиленный Варг сидит, пригорюнившись, с явственным намерением злоупотребить. Эх. Все это слишком знакомо.



В общем, я рад, что мне выпал этот фильм. Если прямо по гамбургскому счету разбирать его как кинокартину, то высокого балла ожидать не приходится. Интрига либо слишком наивная, либо чрезмерно, не по уму, навороченная. Все герои, кроме заглавного, двумерны и примитивны, да и сам Варг, в общем-то, чудес игры по Станиславскому не являет, но берет своё внешней импозантностью, эмоциональностью и харизмой. Действие проходит сплошь в каких-то ангарах, общагах или же обставленных икеевской мебелью тесных квартирках - возникает впечатление, будто Берген - это рабочий поселок городского типа. А ведь, вроде это не так...

Зато нет и навязчивой политизации, сатанинских страстей и призывов к защите всего подряд и борьбе со всем злом. Нет нарочитых антиэстетичности и аморальности, столь свойственных шведским и датским фильмам: многие артисты хороши собой, убийства не показываются и не смакуются, и даже злодеи, в целом, мучаются угрызениями, не являясь тотально порочными исчадиями. Так что кино про Варга Веума - простое и честное, и непретенциозное; оно заслуживает просмотра и впечатления дарит вполне адекватные.
Tags: кино Норвегии, кинорулетка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments