richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Categories:

Движение вверх, 2017



Что-то очень много про это кино говорили в блогосфере, в поганом ящике, на биллбордах всяких, ажиотаж достиг прямо нездоровых величин. Давно такого не было — мне аж захотелось узнать в чем дело. Конечно, денег никаких советским киношникам платить из принципа не стал, и даже трафика им своего не уделил — погнушался смотреть онлайн, а просто скачал фильмец с торрентов, когда он там появился.

Обычно я такое игнорирую. Совконостальгия — западло. Спортивные фильмы — еще большее западло. Кино про «великий советский спорт» - западло просто в квадрате, в кубе. Но все же отведал этого зрелища: захотелось посмотреть на успехи коллег (по одной из специальностей я propaganda officer), ну и любопытно было, какого качества продукцию величают ныне «успешнейшим российским фильмом года».

Ну, посмотрел это кинишко об успехе советской сборной на Мюнхенской олимпиаде 1972 года — об оной знал ранее лишь то, что тогда палестинские борцы за свободу казнили сколько-то там сионистских оккупантов земли Аль-Фаластин. С одной стороны, это обычный коммерческий фильм. Красивый, нормальный, особенно если смотреть его с тёлочками в кинотеатре, распивая алкогольные напитки. Для фанатов спорта — самое то. Для студентов и школьников — подходящее зрелище: бодро двигающиеся атлеты, обретаемое через тернии чувство локтя, вырываемое в последний момент у соперника очко … все это может радовать и, наверное, даже вдохновлять на что-то. Неясно только, как от этой картины могут получать эмоции люди старше 30 лет и с высшим образованием — разве что с дьявольского перепою или в процессе выполнения совместной культурной программы со своими детьми — зрелище-то абсолютно мертвое.


Фильм снят каким-то ноунеймом без профильного образования, но это даже не важно — все это при нужном бюджете мог бы снять кто угодно, хоть Ольга Бузова или Людмила Путина. Тут все сделано даже не как по учебнику киномастерства, а по его комиксной популяризации. Мудрый и скромный сенсей с неустроенной жизнью тянет лямку. Игроки потеют и пыхтят, клянут его — а потом видят свои успехи и прославляют мастера. Группка талантливых, но разрозненных одиночек превращается в непобедимый коллектив. Интриги ГБ и завидущих буржуев, немного секса, очень много съемок в рапиде. И в конце - ПЭ-РЭ-МО-ХА!!!!!1 Понятно, что в спортивном фильме навороченный сценарий и не нужен, но никто ж и не пытается сделать ничего нового, одни и те же лекала эксплуатируются до бесконечности. А это приводит к эмоциональной стерильности, к полному безразличию.

Я бы закончил на этом свою заметку, если бы не ряд случайно попавшихся мне отзывов о фильме, в которых полоумные патриоты вопили о том, что он «объединяет нацию», «мотивирует на свершения», «пробуждает дух гордости». Патриотизм, как известно — это последнее прибежище негодяя. Если жулики и воры заводят речь за патриотизм, значит, нужно ждать какой-то особой подлости. А ведь культурой этой страны заправляют эталонных два вора и говноеда — Михалков и Мединский — чья мерзость и вредоносность запредельна даже по РФ-ским меркам. Так что и подойти к ним надо соответственно, обслужить, так сказать, согласно рангу.

Начнем с того, что есть не так много стран, в которых столь неадекватное внимание уделяется удачам прошлых лет: это РФ, Сербия и, в меньшей степени, Венгрия. Эти страны пережили историческое крушение: территориальную и социальную дезинтеграцию, позорные военные поражения, обвал экономики, крах всех идеалов и надежд, полную криминализацию жизни, установление криптофашистских диктатур, а в будущем их (кроме, может быть, Венгрии), несомненно, ждет кровопролитная гражданская война, сопровождаемая геноцидом, применением неконвенционного оружия, тотальным голодом - и уже окончательный развал на мелкие феоды с уровнем жизни как в Албании или Курдистане.

В обеих странах при этом царит совершенно оголтелый культ прошлого: «теплый ламповый Советский Союз» и такая же СФРЮ рисуются прямо-таки сбывшимися утопиями, где БЫЛО ВООБЩЕ ВСЁ. Особое влияние уделяется спорту. Почему? Потому что спорт — наиболее эффективный по соотношению «цена/качество» метод мобилизации масс. «Маленькая победоносная война» не катит — дорого очень, да и военное счастье переменчиво. Организация постоянных политических структур тоже обходится недешево. Я уже не говорю о создании полноценного прозрачного социального государства типа Швейцарии или Исландии, за которое его граждане без всякой пропаганды порвут кого угодно. А строительство стадионов и подачки паре сотен игроков и тренеров сравнительно дешево, а главное — эффект сразу налицо. Когда упившиеся димедрольного пива болельщики на стадионе дружно воют «Рассея свищенная нахбля дж-жява!» - они не лукавят, они вправду впадают в экстаз патриотизма; в этот момент с их операционной системы как бы слетает фаерволл и туда можно закачать какой угодно вирус. Не случайно уголовные банды болельщиков вовсю эксплуатируются спецслужбами РФ, Венгрии и Сербии: если ситуация выйдет из под контроля, то на помощь полиции придут «эскадроны смерти» с арматурой и помповыми ружьями. Вот и снимают в РФ кинишко про былых чудесных хоккеистов и баскетболистов; в Сербии про баскетболистов и футболистов; в Венгрии — про ватерполистов.

То есть налицо нехилый такой уровень рессентимента: пусть у нас сейчас все хуже некуда (это из-за происков!), но раньше было преотлично, и ежели захотим - «можем повторить» (с). Все такие ленты делаются по одному нехитрому рецепту: из прошлого выбирается некий славный момент, причем, как правило, достигнутый ценой невероятных затрат и усилий — и более ни разу не воспроизведенный, после чего средствами кинематографии приукрашивается до абсурда, безумного «мыльного кинца». И — только успевай купоны стричь да запечатлевать восторженные отзывы: вот, дескать, народу нравится! Впрочем, непременно звучат и трезвые голоса, рассказывающие как все было на самом деле, деконструирующие ура-патриотические враки до основания. Но этих зануд почти и не слышно, а если кто-то все же пробьется через визг клаки, его тут же начнут травить: «ну почто ты, гнида очкастая, народу праздник портишь?!»

Во всяком случае, так я это все вижу. Забавно, что режиссер этого фильма (по фамилии... а, всё равно как там его звать) себя в сторонниках Совдепии не числит, признается, что его поколение туда возвращаться не жаждет, и спортом явно не увлечен, но... баблишко-то зарабатывать надо, и он «взял себя в руки».

По актерам тут что сказать... Полный паноптикум, если честно. Фейс Машкова попадает в кадр чаще остальных, но это, конечно, не актер. Видимо, был в его жизни период, когда маячил шанс получить международное признание, играя в западных фильмах хоть на вторых-третьих ролях, но так и не срослось. Вышиблен за полной профнепригодностью. А в РФ ничего, пипл хавает, отдельные удоды его даже «глыбищей» считают. Вот этот катастрофический упадок вкусов и позволяет Машкову держаться на плаву, лениво ходить перед камерами, сохраняя на мозолистой моське такое трагическое выражение, словно он силится удержать выскальзывающую анальную пробку весом в килограмм, и получать за это деньги, а не - как он того заслуживает - побои. В ту же кассу — прочие спортивные чиновнички, этакие радеющие за Расею дяди, особенно достает утомительно хрипатый Гармаш со своими быдланскими ужимками, со скукоженной собачьей харей потомственного дворника и стукача.

Глаз немного отдыхает на игроках. Но это потому что они никакие. Впрочем, после вонючего, гнилого, переперченного азиатского джанк-фуда даже обычный пресный вареный рис покажется вкусной едой. Девки наверняка будут млеть со статных парубков, среди которых особо выделяются Усатый Мужик, Крашеный-Хной-Прибалт и Смазливый Болезный — так я их для себя пометил, чтобы не забивать их (и их прототипов) ненужными ФИО голову, ведь память надо беречь — даже  компьютерную, не говоря о разрушающейся от перенапряжения человеческой. Судя по недовольным отзывам, там опять все переврали, с ног на голову поставили: прибалт, якобы, не был таким оголтелым нацистом, у смазливого болезнь диагностировали много позже, слепой таджик носил линзы еще до прихода нового тренера, но это уж для совсем повернутых на теме гиков.

В общем, схематизация повествования и утрирование характеров вполне оправданы. Так до этих вышедших в тираж спортсменов вообще никому дела не было, а тут их хоть живыми людьми показали. Предельно шаблонно, конечно: грузины типажа Мимино уже давно не вызывают радостного смеха, а «мужественно преодолевающие недуги» герои пробуждают только неприязнь: иди давай лечись, нечего тут пафосно превозмогать, на твое место — очередь из талантливой молодежи, жаждущей мотаться в загранки и контрабанду возить чемоданами, ну, и мячик периодически покидывать, иногда даже — в кольцо. Мудрый, спокойный наставник-тренер тоже не выглядит убедительным, ведь 100% представителей этой профессии работает как-то так:



Хорошо, что тут уж не было навязчивой исторической стилизации, а то она в последнее время совсем достала. Тут, скорее, крен в другую сторону — полная историческая небрежность с перевранными флагами и искажением прошлого. Даже на микроуровне: не мог в 1972 году высокопоставленный чиновник-коммунист произносить слова «как Бог даст», «с Богом» - что постоянно делает Машков. Посмешил и его сынишка, заявивший по тщательно прослушиваемой международной связи, что «на победу нашей сборной во дворе три рубля поставил». Жаль, коэффициент не указал! Про бессмысленный шмон на таможне, игру в стритбол с негритянскими наркоторговцами, тратой личных денег тренера на лечение занемогшего подчиненного я просто молчу: врачу не пристало убеждать помешанного пациента в том, что он бредит.

Мне тут другое понравилось. Школа советской пропаганды все же повышает квалификацию. Фильм — ясное тому подтверждение. Ширнармассы восприняли картину как «патриотическое» и «сплачивающее» произведение, хотя на деле это весьма издевательское и жестокое кино. Если очистить фабулу от декора, экшена и соплежуйства, то в сухом остатке имеем следующее. В команду пришел новый тренер, который начал тренировать спортсменов по западным стандартам — и при огромных трудозатратах и денежных вливаниях, лучшие советские баскетболисты умудрились победить второстепенную американскую команду на второстепенном состязании, да и то — с разницей в одно очко, с помощью какого-то мухлежа с правилами, дурацкого крючкотворства. Так можно героизировать все, что угодно, в стиле «Брежнев пришел вторым, Никсон предпоследним». То есть стиль работы Агитпропа становится более тонким и интеллектуальным: факты уже не перевираются так грубо, для окучиваемых масс уже не только «entertainment», но даже скорее «infotainment» создается, да и уровень зубовного скрежета приглушен на порядок. Американцы уже не показаны такими подлыми громилами, как в «Легенде 17», хотя и имеет место такое подъелдыкивание с гнилой ухмылочкой: «а че допинг, у нас допинг? Ну и у них тоже допинг! Вы им скажите сначала! что, слабо что ли?».

Ну и снято все более-менее на уровне. Далеко не Голливуд, конечно, но смотреть, отключив голову, уже можно. Конечно, успешность фильма объясняется вовсе не его выдающимися качествами. Судя по всему, мы имеем дело с невидимой обычному глазу целенаправленной работой соответствующих ведомств, которые осваивают некие новые PR warfare, устраивают своего рода «учения и маневры», выводя, например, нишевый фильм средней паршивости - в топы национальных чартов. Осознание этого завораживает, наблюдать за этим можно бесконечно, как за пламенем в камине. Печалит лишь то, что завтра все эти технологии будут использованы против народа, против меня в том числе, и, скорее всего с самыми трагическими последствиями. Но ... плевать на это, carpe diem.
Tags: кино РФ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments

Recent Posts from This Journal