?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Китайский квартал / Chinatown, 1974 - Чёрный хлеб и белая раса — LiveJournal
richteur
richteur
Китайский квартал / Chinatown, 1974


Конец 30-х годов, страна еще не оправилась от Великой Депрессии, но бизнес частного детектива Джека Гиттеса процветает: даже обедневшие люди не стали меньше изменять друг другу. К нему приходит дама, дает поручение проследить за мужем — одним из важнейших городских чиновников, ведающим вопросами распределения воды и электричества. Джек берет под козырек и, несмотря на то, что чиновник выглядит вполне приятным и порядочным человеком, добывает компромат, но дальше начинается нехорошее.

Во-первых, компромат опубликован в газетах, и герой подвергается всеобщему осуждению за неэтичные методы работы. Во-вторых, к нему в офис заявляется другая женщина — теперь уже настоящая жена чиновника и грозит судом. В-третьих, искалеченное тело самого чиновника вскоре вылавливают из водохранилища и как-то очень сильно упирают, на версию самоубийства — но Джеку так не кажется, однако за попытку продолжить частное расследование его чуть не убили, изуродовали. Это — в-четвертых. Теперь он уже отступиться не может, но каждый новый снимаемый с этого дела слой тайны будет сопровождаться столь нелицеприятными подробностями и горькими откровениями, что воскресит в памяти Джека, казалось бы благополучно забытые беспросветные воспоминания о полицейской службе в лос-анджелесском Чайнатауне. Именно там и закончится эта тёмная и кровавая история.

Прежде всего обращает на себя внимание прекрасная роль молодого Джека Николсона, как бы впитавшего в себя лучшие традиции hard-boiled кинематографа и выдающего эталонную, рафинированную игру, наблюдая которую и Хамфри Богарт мог бы с полным основанием отправить ему портрет с подписью «победителю-ученику от побежденного учителя». Но вряд ли удача была столь всеобъемлющей без правильной режиссуры. Оптимистичные в целом американцы не то, чтобы очень хороши в трагическом жанре, поэтому производство фильма было поручено великому и грустному мастеру интеллектуальных нуара и хоррора Роману Поланскому. В этом плане не прогадали, и польско-еврейско-французско-американский гражданин мира, переживший нацистскую оккупацию, коммунистическую диктатуру, испытание богатством и славой, зверское убийство беременной жены выдал нечто уникальное по силе художественного высказывания, экспрессионистской атмосфере мрачного величия и упадка, болезненному метанию между угрюмой ироничностью и полной ангедонией, столь типичному для психически травмированного человека. Этим человеком является Джек Гиттес, основной POV-персонаж, прошедший «крещенье огнем» в Чайнатауне.

Почему Чайнатаун? Здесь надо вспомнить об истории китайско-американских отношений. Мыслившие себя как «страну мигрантов» США, столкнувшись с многотысячной эмиграцией из Китая, моментально смекнули, чем это грозит. Мало-мальски обосновавшиеся в Америке китайцы тут же выписывали сюда родственников от мала до велика, стояли друг за друга горой, совершенно отказывались ассимилироваться и вытесняли или разоряли все белые бизнесы в округе, потому что работали не покладая рук. Это грозило превращением Западного берега США в «желтую зону» в самые сжатые сроки — при том, по закону к «понаехавшим» было не придраться — так что власти плюнули на закон и тупо запретили всякую китайскую иммиграцию. Но извести уже обосновавшихся в стране азиатов так и не смогли, тем более, что те заняли глухую оборону в своих этнических гетто, где не действовали ни американские законы, ни европейская мораль.

В китайских кварталах работала белая администрация, но... лишь формально, поскольку привычные методы полицейской работы были неприменимы. Ведь детективы не знали китайских наречий, а многие китайцы не знали английского; вербовка осведомителей была почти невозможна, потому что азиаты боялись вождей своих кланов и мафиозных боссов куда сильнее, чем полицейских; а кроме того, белые с желтыми почти не пересекались, и представители одной расы слабо различали представителей другой. Так что офицер полиции в Чайнатауне занимался только поборами и пассивным наблюдением за непрекращающимися войнами триад, ежедневно уносящими человеческие жизни — с течением времени лишь укрепляясь в гибельном чувстве собственного бессилия и свирепой мизантропии. Вот из этой среды вышел герой, прячущий надломленность и разочарование в жизни за нарочитыми бодрячеством и оптимизмом: но он все же природный сыщик, соскучившийся по настоящему делу, поэтому за работу берется с утроенным энтузиазмом, обуреваемый жаждой не только докопаться до истины и покарать своих обидчиков, но и добиться от Небесных сил искупления последствий своего вчерашнего бездействия. Однако заканчивается все это необратимой трагедией (Поланского, кстати, прессовали, требуя от него хэппи-энда) — потому что человек слаб и несовершенен.

В историю о тщетном поиске истины в расплывчатых лабиринтах лукавого китайского квартала органично вплетается чисто американская политическая сатира. То были годы республиканской администрации, и наконец-то пришел срок рассказать — уклончиво, лапидарно, не называя настоящих имен — но все же поведать стране об экономических преступлениях и политических злоупотреблениях, творимых в правление Рузвельта. В фильме схематично, но убедительно рисуется модель грандиозного многоступенчатого распила, в сравнении с которой воровство путинской шайки кажется копеечными выходками школьных хулиганов, отнимающих у одноклассников деньги на завтраки. Но экономическая составляющая убийства оказывается не столь уж важна в сравнении с личными мотивами «сильных мира сего».

Tags:

17 comments or Leave a comment
Comments
dm_bondarenko From: dm_bondarenko Date: October 31st, 2017 06:33 am (UTC) (Link)
Согласен.
Уникальность Романа Поланского в том, что выходец из социалистической страны смог творить (именно творить, а не снимать) в США.
По моему, кроме него, это удавалось только чеху Милошу Форману.
i_am_the_frog From: i_am_the_frog Date: October 31st, 2017 09:56 am (UTC) (Link)
Ну, Полански такой же поляк, как Форман - чех. А если посмотреть на историю Голливуда, то он во многом создавался евреями, часто иммигрантами. Например, из четырех крупнейших компаний раннего Голливуда (Paramount Pictures, Warner Bros., RKO, Columbia Pictures) три были основаны именно ими. Не так и уникально.
dm_bondarenko From: dm_bondarenko Date: October 31st, 2017 11:39 am (UTC) (Link)
Я имел в виду, что эти два режиссера смогли отойти от социалистических принципов кинопроизводства и полностью приспособиться к голливудским правилам кинопроизводства и даже повернуть последние в свою пользу.
i_am_the_frog From: i_am_the_frog Date: October 31st, 2017 12:01 pm (UTC) (Link)
Они, кстати, очень похожи. Не считая короткометражек и документалок, у Формана - три полнометражки на родине, у Полански - одна. В социалистической системе приспособились неважно, и откровенно её не любили. Ровесники, уехали до 40 лет, сироты (родители сгинули в лагерях или расстреляны нацистами), поэтому в родных краях из ничего не держало. Начало творчества обоих пришлось на время "нового Голливуда", "Китайский квартал" и "Пролетая над гнездом" - практически символы этого времени, когда молодым режиссерам давали деньги на что угодно (пока не случился Heaven's Gate).

Поэтому так и получилось.
dm_bondarenko From: dm_bondarenko Date: October 31st, 2017 12:02 pm (UTC) (Link)
Спасибо за уточнение.
richteur From: richteur Date: November 1st, 2017 07:49 am (UTC) (Link)
Видимо, он по природе был ориентирован не на госкапиталистический, а на рыночный способ производства.
basil_mp From: basil_mp Date: October 31st, 2017 06:59 am (UTC) (Link)
Действительно великолепный фильм.
Игра Николсона тем более заслуживает похвалы, что значительную часть фильма он проходил с наполовину заклеенным пластырем лицом.
richteur From: richteur Date: November 1st, 2017 07:50 am (UTC) (Link)
Его рекорд побил только Уивинг, весь фильм проходивший в маске Гая Фокса )
val_wld From: val_wld Date: November 6th, 2017 03:12 pm (UTC) (Link)
"значительную часть фильма он проходил с наполовину заклеенным пластырем лицом".
Половина - это многовато для той хреновины, которая была у него на носу.
basil_mp From: basil_mp Date: November 6th, 2017 08:46 pm (UTC) (Link)
Я давно смотрел, вот так в памяти эта повязка отпечаталась, даже больше, чем на самом деле :)
val_wld From: val_wld Date: October 31st, 2017 04:07 pm (UTC) (Link)
Эх, давно хочу посмотреть. Знаю сюжет в подробностях, видел много сцен из этого фильма, но целиком не смотрел ни разу. Еще сценарий этого фильма во многих специализированных книгах часто называют эталонным.
richteur From: richteur Date: November 1st, 2017 07:50 am (UTC) (Link)
Мне показалось, так и есть - эталонный
val_wld From: val_wld Date: November 6th, 2017 03:08 pm (UTC) (Link)
Посмотрел фильм. К сожалению, разочарован. Вернее, не разочарован, а такое ощущение, что что-то от него недополучил. Проблема, безусловно, в том, что были завышенные ожидания. Еще одна проблема, но поменьше - я знал финал.

Если говорить о сюжете, то совершенно не понял в финале логику действий главного героя (когда он вызвал Кроса в дом его дочери). Чего этот парень ожидал от этой встречи? Чего хотел? Если объясните Ваше понимание всего этого, буду признателен.

Ну а если про распилы говорить, то они с сегодняшней колокольни просто смехотворные. "8 миллионов долларов поступят во вторник" - но это же курам на смех. Я понимаю, что это 1930-е годы и пр., но ничего не могу с собой поделать.
richteur From: richteur Date: November 6th, 2017 03:35 pm (UTC) (Link)
Я так понял, герой хотел стрясти с Кросса 10 тысяч, шантажируя уликой, но не предусмотрел, что тот возьмет с собой вооруженного громилу.

8 миллионов долларов 30-х годов - это примерно 150 миллионов нынешних. К тому же речь идет о целой серии афер, которые для рузвельтовских олигархов превратились в обычную рутину.
i_ty_toje From: i_ty_toje Date: October 31st, 2017 05:42 pm (UTC) (Link)
Полански великий, не помню у него ни одного плохого фильма, причем в разных жанрах.
richteur From: richteur Date: November 1st, 2017 07:51 am (UTC) (Link)
"Девятые врата" мне не очень глянулись.
i_ty_toje From: i_ty_toje Date: November 1st, 2017 02:45 pm (UTC) (Link)
Субъективно всегда что-то меньше нравится, что-то больше. Но вопрос о качественной работе, она и там есть.
17 comments or Leave a comment