richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Categories:

Свой среди чужих, чужой среди своих, 1974



1921 год, на руинах погибшей России дотлевает гражданская война, идет очередной передел собственности, а совсем рядом от голода мрут миллионы людей. Наглая дезинформация о том, что западные страны отказались помочь Поволжью используется в качестве предлога для «реквизиций», т. е. грабительского отъема ценных металлов, которые должны быть отосланы в Москву и потрачены на проституток, кокаин и жалованье иностранным наемникам, на штыках которых только и держится большевицкая власть. Из Сибири планируют отправить хорошо охраняемый эшелон, но... красному конвоиру уготована жестокая подстава, а золото становится мишенью атаки сразу двух банд и непонятно куда исчезает. Спасая свою шкуру, чекист становится героем «невероятных приключений».


Глядя сию культовую советскую ленту, в очередной раз сокрушался — это ж как надо было переломить русским, прирожденным киношникам, хребет, чтобы даже представители культурной элиты в итоге снимали такие беспомощные фильмы. Говоря о слабости того или иного «шедевра», я просто пытаюсь представить себе реакцию среднестатистического француза, немца или американца на просмотр данного фильма в кинотеатре. Сначала напряженные лица с легко читаемой мыслью «господа, может, мы чего-то не понимаем?», потом выраженное недоумение, сменяющееся разочарованием и раздражением. Почему в вестерн, по определению простецкий и развлекательный жанр напихали модернистских элементов и навязчивой политоты? Почему никто из героев не вызывает сочувствия, несмотря на совершенно четкое акцентирование режиссером «хороших парней»? Почему нелепая клоунада и жуткий фарс сочетаются с совершенно неумеренным пафосом и декларируемо благородной идейной нагрузкой? И почему фильм стал известным и популярным в СССР? Пожалуй, хоть как-то рационально можно ответить лишь на последний вопрос.

Ну, во-первых, фильм действительно новаторский, он являет собой хотя бы попытку выйти за рамки постылого карго-культа «итальянского неореализма», четко утвердившегося в качестве стилистического эталона в советском кино 50-70-х. Беда в том, что картину снимает Никита Михалков — молодой и наглый номенклатурщик со связями, но абсолютно бездарный как режиссер и актер. С возрастом он хотя бы научился играть самого себя (лебезящую тварь под личиной спесивого барина) и овладел двумя-тремя подсмотренными на Западе режиссерскими приемами, но в 28 лет это был круглый ноль без палочки, снявший претенциозный, но годный только на советское безрыбье фильм.

Во-вторых, «ССЧЧСС» - бесспорно фашистский фильм, и это тоже способствовало народной любви, ведь всякий гражданин страны Советов являлся латентным шовинистом (отчасти по природной некультурности, отчасти из-за инстинктивного «отрицалова» глупого и назойливого официозного интернационализма). В картине никакого «братства и единства» нет в помине: благородная Чека, чья верхушка в реальности на 100% состояла из евреев, поляков и кавказцев здесь укомплектована исключительно русскими (вроде только одна пархатая голова на заднем плане мелькает, да и то, в негативном контексте), главные герои обладают утрированно арийской внешностью, а несколько раз мелькнувшие на экране иноземцы — таджик и чечен — выставлены абсолютными дегенератами.

В-третьих — все же картина являлась попыткой рецепции справедливо любимого народом жанра «вестерн», даже неприкрытое заимствование на уровне плагиата смотрелось симпатично и на фоне типового социалистического шлака о милиционерах, «миряканских шпиёнах» и пионерах-героях очень выделялось. В сравнение с настоящим — даже самым отстойным и захудалым вестерном, михалковская пачкотня, конечно, не шла — но на безрыбье, повторюсь, вполне проканывало.

Беда картины не в том, что она-де «прославляет советскую власть» (не прославляет), базируется на убогой и кривой литоснове (любой нормальный вестерн — тоже, хоть сценарии к ним и писали не всякие там володарские дервиши, а будущие классики вроде Элмора Леонарда) или расслаивается на три слабо связанных части — честный боевик, лживую политическую драму и кривлянье «под Тарковского».

Основная проблема в том, что абсолютно все персонажи — театральные, ведут себя театрально и характеры их прописаны на уровне театрального либретто. Для сцены это, может быть, и сгодилось бы, но на экране вся несуразность сразу же очень громко заявляет о себе. Взять, например, главного героя, Шилова — кто он такой? Вроде как казак, но вообще-то сибирские казаки были враждебны советской власти в 1921 году, устроили против нее кровавое восстание и почти в полном составе полегли или эмигрировали. А если у персонажа были какие-то частные мотивы, то их нужно было обозначить, чего в фильме не сделано. И получается из красного богатыря - ни рыба, ни мясо, просто какой-то железный гомосек без царя в голове.

Потом «ротмистр Лемке». Если человек встретил окончание гражданской войны в «майорском» чине, значит на 1917 год это был максимум прапорщик, то есть «шпак», третьесортный «офицер военного времени», к тому же поддержавший Февральскую революцию (иначе был бы уволен или убит еще до октября). Почему же он корчит из себя аристократа, идейного антикоммуниста и «профессионального солдата» - не очень-то ясно.

Или там, Брылов, почему-то именующий себя «есаулом», но реально тянущий максимум на преподавателя гимназии, чересчур увлекшегося «реконструкцией». Туда же - идиот Забелин, толкающий речуги в духе весны 1917 года, судя по воинственности — какая-то штабная писарская крыса из «солдатского комитета», непонятно как дожившая до 20-х, выбившая себе орденок, да еще выслужившая должность комэска. Ну и т. п., какого персонажа не возьми — очень быстро осознаешь, что это гротескно размалеванная плоская декорация, несомая по сюжету исключительно авторским произволом, по-дурацки вваливающаяся на сцену и по-дурацки с нее падающая.

В общем, сейчас эту муть смотреть, конечно, можно лишь из энтомологического интереса. Глупое и подлое кино, которое снял глупый подлец в расчете исключительно на невежество, слепоту и наивность тогдашних зрителей. Странно, что оную картину кто-то до сих пор считает «знаковым шедевром» - видимо, вышеперечисленные качества не до конца выветрились из натуры моих соотечественников.
Tags: кино СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments