richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Categories:

Аритмия, 2017



Картина рассказывает о неделе из жизни молодой семьи провинциальных врачей. Она — милая, интеллигентная, добрая — работает в приемном покое, еще имеет какие-то надежды на карьерный рост и саморазвитие. Он — ощутимо старше, уже свыкся с мыслью, что вечно будет трудиться доктором на «скорой», в основном собачась с некультурными пациентами, иногда спасая жизни, а изредка и оформляя трупы. Отсюда — самые непосредственные отношения с Бахусом, заметно напрягающие всех за пределами его повседневного круга общения. Пьяница-муж без перспектив и амбиций в определенный момент выводит молодую женщину из себя и она предлагает развестись: начинается мучительный отсчет дней, которые пока-еще-супруги вынуждены проводить на одной жилплощади.


Но если бы разойтись было так просто... Тем более, что насколько герой жалок и неприятен в быту, настолько же он виртуозен и самоотвержен на работе, и отзвуки этой репутации не могут не доноситься до девушки; тем более, что он совершенно беспомощен в хозяйстве и без женской руки быстро скатится в абсолютное ничтожество, что размывает фундамент решительности героини — как многие «идейные врачи», страдающей от гиперответственности.

Семейная трагикомедия дополняется производственной драмой: новый начальник подстанции, из единоросовских «эффективных менеджеров» вводит на «скорой» потогонную систему, конечная цель которой - не помощь людям, а пускание пыли в глаза красивой статистикой. В целом, это совершенно советский сюжет, но советский «по-хорошему»: демонстрирующий, что бедственная ситуация в здравоохранении реально приковывает внимание талантливых художников и, благодаря им, становится неотъемлемым элементом в дискуссии между государством и обществом; показывающий и то, что можно освещать отдельные пороки системы без перехода к «выводам космического масштаба» касательно «судеб России» и «национальной ментальности», что многие критики ставили в упрек Звягинцеву.

Конечно, налицо некоторая сюжетная схематичность и утрированность характеров: скажем, слишком велика рассогласованность образа компетентного и волевого доктора, с легкостью обращающегося в расхристанную свинью, некрасиво надирающуюся даже на дне рождения сановного тестя. Непонятно и усиленное педалирование бедности героев — все же не в деревне работают, а в Ярославле, и явно не на одну ставку, учитывая, что каждый день ни свет ни заря вскакивают на работу — а за съем стрёмной однушки вряд ли больше четверти зарплаты отдают. Но подобные ходы типичны для жанра «социальной драмы», в которой нужно нагнетать. Чуть сильнее расстраивает необоснованный хэппи-энд, совершенно не стыкующийся с тем моральным и профессиональным тупиком, к которому в кульминации фильма подошел главный герой. Впрочем, и это объяснимо — фильм и без того тяжкий, удручающий и вгоняющий в унылые раздумья (в определенный момент со всех концов зала послышалось шмыганье носом, всхлипывания и шелестение носовыми платками), так уж хоть такой наивный проблеск солнца в финале показать.

Специалисты, как водится, «ловили блох», выискивая несоответствия, но даже они нашли удивительно мало — а я уж к медицине имею не самое близкое отношение и фактурой остался доволен. Впечатлила актерская работа Александра Яценко — внешне такого увальня-простака, скрывающего под скучным обликом бездну сострадания, любви и отчаяния. Понравилась и Ирина Горбачева, воплотившая удивительно чистый и привлекательный образ женщины, лишенной и капли стервозности, агрессивности и напористости (предписываемых ныне прекрасному полу чуть не со школьной скамьи и в обязательном порядке) — а как уж жалко ее было на протяжении всего хронометража! Да вообще все довольно убедительно вошли в роль => вошли в резонанс, и гармоничный ансамбль артистов полностью очистил зрелище от всякой искусственности и недостоверности.

В чем-то «Аритмия», как мне показалось, развивает идеи раннего фильма Хлебникова «Свободное плавание», повествовавшего о трудной судьбе постсоветских абитуриентов, не могущих найти в своей глубинке честной и полезной для общества работы. Взгляд из 2017 года еще менее оптимистичен: даже в областном центре представители одной из самых интеллигентных и благородных профессий маются от собственных слабости, усталости и бессилия, понимая, что жизнь пролетает очень быстро, а на то, чтобы «запрыгнуть в последний момент в последний вагон уходящего поезда» энергии может и не хватить. И тем не менее, картина помогает сделать честный вывод: каждый человек сам в ответе за себя, альтруизм выходит из моды — однако, всякое доброе дело оставляет свой след и в «самый мрачный час» может сыграть свою роль и проложить дорогу даже из самой безнадежной западни.
Tags: кино РФ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments