?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Дюнкерк / Dunkirk, 2017 - Чёрный хлеб и белая раса
richteur
richteur
Дюнкерк / Dunkirk, 2017


Иногда бывает - нужно срочно убить время, а способа сделать это комфортнее, чем посетить синематограф я не знаю. Тем более, в прокате появилась картина «великого мэтра» Кристофера Нолана, да еще посвященная Второй Мировой с претензией на гиперреализм... такой выбор темы от режиссера, экранизировавшего прежде сказки, комиксы и прочую ненаучную фантастику не мог не заинтересовать. И вот я зашел в практически пустой, стылый зал, отсмотрел обязательные 20 минут рекламы и стал жадно внимать обрушившемуся на меня зрелищу.

Зрителю сообщается, что весной 1940 года Германия, наконец, выкроила время, чтобы врезать по англо-французским войскам и добилась в этом деле больших успехов. Ненавидящие друг друга куда сильнее, чем немцев «союзники» панически бегут к берегу, надеясь уплыть на корабликах и избежать ответственности за свои преступления, но не тут-то было. Доблестные пилоты Люфтваффе и подводники Кригсмарине устраивают армагеддон английским транспортам, в итоге под Дюнкерком  400 тысяч солдат попадает в окружение, не особо надеясь спастись, ведь их не прикрывает зенитная артиллерия, грузовые корабли приходят в час по чайной ложке и лишь где-то вдалеке маячат безучастные силуэты британских эсминцев. Даже Черчилль открыто заявляет, что эвакуировать получится только 30 тысяч человек, да и то будет большим успехом, на который не стоит слишком надеяться.
 
Повествование ведется от лица представителей сухопутных войск, моряков и летчиков, типа в разных временных измерениях, что считается «модерновой» фишкой фильма, которую, впрочем, я так и не оценил. Два случайно подружившихся мелких солдатика, побросав винтовки, пытаются хоть тушкой, хоть чучелком пробиться на любой отходящий в Англию корабль. Иногда у них это получается – но тут же немцы корабль топят и героям приходится выплывать. Иногда не получается – и тогда они радуются тому, что корабль затоплен без них. Морячки представлены какими-то респектабельными британскими яхтсменами, добровольно отправившимися спасать незадачливых вояк в водах Па-де-Кале, и первым долгом вытянувших слетевшего с катушек sole survivor, неверного контуженного летеху, который причинит им еще немало бед. Ну, а над всем этим безобразием брезгливо летают пилоты, по мере сил сбивающие «мессеров» и сами сбиваемые «мессерами», но на честном слове и одном крыле все же выполняющие великую миссию.


В общем, третьестепенная операция Второй Мировой, в обработке сказочника Нолана настолько обросла пафосом и подробностями, что вполне может сравниться с битвой за Севастополь или высадкой в Нормандии. Тем более что сделано все весьма красочно, реалистично, с фирменными английскими цинизмом и мрачностью. Например, почти сразу показывается, как французы изо всех сил прикрывают улепетывающих англичан, а те категорически запрещают «союзникам» эвакуироваться вместе с ними. Воздушные и морские сцены тоже огорчения не вызвали, хотя под конец и утомили немного своим однообразием. В принципе, даже отчетливая безликость всех персонажей — вполне в тему, и при наличии некоего воображения помогает ассоциировать себя с этими безымянными и обреченными людьми... правда, на очень облегченном уровне. Монотонность страданий «серой скотинки в шинелях» быстро приобретает комический эффект и, хотя, поговаривают, будто «в окопах нет атеистов», сложно представить себе напряженного зрителя, тревожно грызущего кулак в сопереживании судьбам героев; торопливо повторяющего про себя «Отче наш» или хотя бы «Крым наш»...
 
Некоторые моменты изумили: так, многотысячная солдатская масса, оставшаяся без присмотра сержантов и офицеров, ведет себя на удивление чинно, даже не пытаясь творить безобразия, и, если знать повадки типичного молодого англичанина — невоспитанного и подлого нигилиста — в это не сильно верится. Как и в то, что немцы осмелились бы бомбить английские суда с красным крестом. Но это все неизбежные элементы пропаганды, и верный подданный Короны Кристофер Нолан не мог без них обойтись. Собственно, любой крупный национальный военный эпос – грандиознейшее по лживости и дидактичности зрелище, и «Дюнкерк» исключением не является. Скажем, живописуя редкостную гнусность и бездарность военных как таковых, режиссер не забывает продемонстрировать благородство и великолепную отвагу отдельных представителей армии и флота. Так, старшие офицеры эвакуируются из Дюнкерка последними – сравнить с поведением советской военной «головки», драпанувшей из Севастополя на единственном самолете и оставившей немцам на заклание 200 тысяч обреченных защитников. Вроде как из-за этого фильм и не понравился патриотам, ведь по их мнению, спасать и вообще беречь солдат — это просто кощунство, и если есть хоть маленький шанс угробить собственный личный состав, то нужно решительно им пользоваться, как великие советские стратеги и поступали под Киевом, Мясным бором, Ржевом, Харьковом и даже Берлином. Англичане же посмели поступиться этим благородным принципом, ведшим Красную Армию от победы к победе, и эвакуировали свои дивизии даже в неблагоприятной обстановке, чем и заслужили обоснованное презрение дедывоевастов.

Интересен и еще один лейтмотив картины, который, вкратце, можно суммировать так: английская армия – подлые трусы, паникеры и нытики, а флот, морской и воздушный – настоящие герои и спасители народа. Такая рознь между родами войск заставляет вспомнить, что Британия – феодальная страна, в которой сословные и исторические перегородки являются практически непроницаемыми. Если же учесть, что английская армия в ходе 1939-1945 годов действительно проявляла себя крайне бледно, постоянно получая немецким и японским сапогом под зад, сливая одно сражение за другим и лишь иногда добиваясь спорной «ничьей» (как правило, с помощью громадного численного и материального превосходства), то такая репрезентация Королевских сухопутных сил может показаться оправданной… Но на самом деле, мне кажется, несчастные тонкошеие «томми» в дебильных касках-тазиках были просто выставлены мальчиками для битья и стали типичными зернышками, угодившими промеж двух жерновов. 

Ведь, как всегда, красивая картинка скрывает неприглядную историческую подоплеку. В 30-е годы попытки США выйти из затяжного тотального кризиса с помощью государственных реформ потерпели крах, и в 1937 году стало ясно, что спасти экономику №1 в мире можно лишь с помощью войны: крупные оборонные заказы и отправка на фронт сотен тысяч молодых безработных покончат с депрессией (как и произошло в реальности). Но вот вопрос — с кем воевать? Кроме очевидной Японии, пытающейся оспорить гегемонию США на Дальнем Востоке, наиболее подходящим врагом являлась рыхлая Британская империя: Канада лежит под рукой и совсем беззащитна, а чуть дальше лежат ничуть не более укрепленные Австралазия и атлантические владения короны. Потом обязательно должны были произойти восстания в Индии и ЮАС, а в 1944, весьма вероятно, USMC высаживался бы не в Нормандии, а в Шотландии...

Англичане, понятно, были не в восторге от такой перспективы и с помощью титанических усилий канализировали агрессию США (которым, в принципе, было все равно кого бить) против гитлеровской Германии, сделав все возможное для укрепления диктатуры НСДАП, усиления немецкой промышленности, создания Вермахта и Кригсмарине. Внешняя политика Британии 1936-1940 годов, которую кто-то называет «капитулянтской», кто-то «необъяснимой», а кто-то «бесчестной» на самом деле была осознанной, целеустремленной и направленной на святое (для англичан) дело — избегание войны с противником, против которого у Лондона не было никаких шансов, перенаправление его агрессии на третью державу - то есть, Германию. Последовательно слив Гитлеру Рейнскую зону, Австрию, Чехословакию; предоставив ему отличный тренировочный полигон в Испании; поставив крест на ограничительных статьях Версальского договора, Британия потихоньку превратила чахлую, кризисную Германию в сравнительно боеспособную страну, хотя и уступающую во всем «Второму Рейху». А потом внезапно объявила ей войну и провозгласила крестовый поход против дьявольского нацизма (хотя в тогдашней Британии идейных наци вряд ли было меньше, чем в Германии).

Объединенных сил Англии и Франции, тем не менее, хватало, чтобы раскатать немецкое воинство в лепешку, поэтому британцы занимались в основном саботажем и имитацией бурной деятельности, изо всех сил выкручивая французам руки — и успешно обеспечили сдачу Гитлеру Польши, Дании, Норвегии и Бенилюкса, а до кучи велели своей марионетке Муссолини ввязаться в войну на стороне Берлина. Последним актом глобального игры в поддавки стал Дюнкеркский гамбит: сознательная гекатомба британских и французских вооруженных сил и официальное воззвание к США «спасти Старый Свет». Но тут даже простодушный Гитлер заподозрил подставу и остановил наступление, наивно рассчитывая прекратить войну и узаконить новые границы на востоке в обмен на жизни 400 тысяч антантовских солдат. Но для полумиллиардной империи, возглавляемой наследниками Чингисхана, это было даже не смешно... у короля много! В конечном счете, благородный жест немцев был использован против них же, и Англия, верная принципу «дают — бери», все же эвакуировала 140 тысяч уже списанных со счетов британских солдатиков, в благодарность за это подарив Гитлеру целую гору отличной техники, с помощью которой впоследствии Вермахт перебил немало французов, греков и русских. Впрочем, «мрачнейший час» в конечном счете, сменился «звездным часом», «хребет немецко-фашистского зверя был сломлен», героические «объединенные нации» расчетвертовали Германию на три равные половины, Британское содружество и теперь живее всех живых, чего не скажешь об американском влиянии в Европе и Азии. Нельзя без восторга наблюдать за всей этой политической эквилибристикой, даже если ты не англичанин...

…тем временем поползли титры, в пустом зале началось движение. Снялись со своих мест небольшие кучки «диванных военов», громко и дотошно обсуждающих ТТХ увиденных в фильме танков, линкоров и авианосцев, близоруко размахивая плохо вымытыми руками. В презрительном молчании продефилировала к выходу трио гламурных кис, безостановочно щелкающих селфи во всех ракурсах. Пара пожилых уже благодарных потомков бережно вели под руки возбужденного деда в пиджаке с планками, явно принявшего показанное на экране за чистую монету. В свете этих впечатлений, я, наконец понял, для чего был снят «Дюнкерк».

Tags:

6 comments or Leave a comment
Comments
dm_bondarenko From: dm_bondarenko Date: August 4th, 2017 06:36 am (UTC) (Link)
С возвращением!
richteur From: richteur Date: August 4th, 2017 07:22 am (UTC) (Link)
Dziekuje!
val_wld From: val_wld Date: August 5th, 2017 06:44 am (UTC) (Link)
Очень интересно! Не столько про фильм, сколько про историю))

"Но тут даже простодушный Гитлер заподозрил подставу и остановил наступление, наивно рассчитывая прекратить войну и узаконить новые границы на востоке в обмен на жизни 400 тысяч антантовских солдат" - никогда не думал об этом в таком ключе.

А какой, кстати, по Вашему мнению, был бы повод для начала военных действий Штатов против Британии?
richteur From: richteur Date: August 5th, 2017 08:26 am (UTC) (Link)
Спасибо!
Повод мог быть какой угодно )
Например, Британия была крупным должником США, но с началом экономического кризиса отказалась выплачивать военные долги, и подбила на это еще множество европейских стран, выступивших единым блоком. Да еще ввела ультрапротекционистскую политику, фактически закрыв имперские рынки для американских товаров, параллельно нагло вмешиваясь в дела Латинской Америки, т.е. нарушая "доктрину Монро".

При некотором дипломатическом изяществе этого было вполне достаточный casus belli. Но американский потенциал позволял не особо задумываться об дипломатическом изяществе. Могли бы просто явочным порядком оккупировать Ньюфаундленд или Бермуды "в счет процентов по долгу", а если бы англичане утёрлись, то тупо отбирать у них новые и новые территории, пока не вынудили бы Лондон зафиксировать состояние войны. А там вступил бы в действие план "Red-Orange" или "Rainbow-5" и солнце Британской империи закатилось бы очень быстро.
luarvik_1221 From: luarvik_1221 Date: June 21st, 2018 08:50 pm (UTC) (Link)
И для чего же был снят этот фильм:-)
richteur From: richteur Date: June 22nd, 2018 09:11 am (UTC) (Link)
Это уже неактуально )
6 comments or Leave a comment