richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Category:

О "культовой" трилогии "Назад в будущее" / Back To The Future I, II, III - 1985, 1989, 1990



Решил — неизвестно отчего — посмотреть «нестареющую киноклассику», трилогию «Назад в будущее». Первый фильм когда-то смотрел более-менее целиком, второй — отрывками, третий — вообще не видел. Ну и для полноты впечатлений глянул все это на одном дыхании. Подсознательно я был настроен на что-то такое занятное, умиротворяюще-уютное и веселое.

Бог его знает, почему при просмотре я испытывал невыносимую скуку. Может, эти фильмы рассчитаны совсем уж на детей; может, их нужно смотреть в «разреженном» графике; а может, они действительно по гамбургскому счету голимые: в общем, радости почти не было - даже от первой части, которая в юности мне вполне импонировала. Не исключено, что проблема — жанрового свойства: ведь «НВБ» - не совсем фантастика, и не совсем комедия, а целевой стеб над дискурсом путешествий во времени и всяких там «попаданцев», крайне популярным в США 80-х годов. И вот в постмодернистской попытке высмеять наскучившие архетипы и распространенные штампы, создатели фильма как-то позабыли, что жанровой деконструкции неплохо бы обладать приличным уровнем качества. А здесь на уровне фактуры многое кажется довольно убогим: актерская игра, работа с гримом, настойчиво повторяющиеся шутки и неуёмное обыгрывание одних и тех же сюжетных ходов.

А еще почему-то напрягла неожиданно жесткая подача материала: скажем, в первой части герой обитает в натуральной семейке уродов, с отцом-опущенцем, лицемерной алкоголичкой-матерью, дегенеративными братом и сестрой. Попав в прошлое, Марти понимает, что его мамашка была слабой на передок курвой, а батя — грязным вуайеристом и задротом. Но герой типа должным образом стимулирует их, кардинально меняя характеры — и, вернувшись назад в будущее с удовольствием наблюдает успешного и властного отца, стройную и спокойную маму... и навеки сломленного гопника Биффа, некогда третировавшего Макфлаев, а ныне находящегося у них в услужении. С реальностью это все плохо стыкуется, больше походя на небрежное поощрение зрителя, на дешевый клиффхэнгер для того, чтобы зритель непременно посмотрел и последующие части.


Действие второго фильма серии разворачивается частично в 2015 году, и пару лет назад только ленивый не проводил параллели между ретрофутуризмом «НВБ» и получившейся реальностью. Конечно, гравитацию так и не укротили, одежда не «научилась» подгонять себя по фигуре, смотреть по 6 ТВ-каналов разом тоже не вошло в обычай, но современники фильма, думаю, по умолчанию воспринимали это как гротескное издевательство над романтическими мечтаниями фантастов прошлого, наивно и тупо убежденных в том, что будущее будет радикально отличаться от постылой яви (жанр антиутопичного киберпанка пока еще не набрал нужные обороты). Забавно, что в «НВБ-2» высмеиваются и стереотипные страхи американских обывателей 1988 года. Во-первых, это засилье японских корпораций (крайне модная в массовой культуре тема на рубеже 80-90-х), ставшее неактуальным после того, как в 1992 японский финансовый пузырь окончательно лопнул, а экономика страны оказалась похороненной под тяжестью «потерянных десятилетий». Во-вторых — гиперинфляция будущего, казавшаяся неотвратимой по итогам «черного понедельника 1987 года», когда ФРС начала печатать доллары миллиардами — впрочем, мировая экономика проглотила этот объем сравнительно безболезненно и за последние 30 лет американская валюта обесценилась не так сильно, как в 1965-1985.

Еще во второй части активно мусолится сюжетный троп, который до сих пор будоражит слабоватые мозги советских графоманов: «а вот бы попасть в прошлое, вооруженным документальными знаниями о будущем и стать знатным человеком!» Злодей передает самому себе в прошлом статистический спортивный альманах, и, пользуясь этими сведениями, чрезвычайно успешно размещает ставки, обзаводится стартовым капиталом, который умело и напористо инвестирует в актуальные проекты, становясь одним из бизнес-лидеров Америки, изрядно напоминающим Дональда Трампа. Правда, более реалистичный взгляд на букмекерскую индустрию предложил Стивен Кинг в своем «11/22/63», где герою-попаданцу за слишком успешный гэмблинг сначала спалили дом, а потом отняли пол-здоровья... Ну и не понять, как неуравновешенный и слабоумный мелкий уголовник сумел с толком распорядиться выигранной суммой, а тем более, почему он превратил родной город в гнездо хаоса, ведь мафиози как раз известны своей тягой к показному благоустройству и наведению железной дисциплины в подконтрольных структурах.

Все это, впрочем, более или менее остроумно, но вот новый сеттинг потребовал новых спецэффектов, и они смотрятся довольно паршиво, особенно летающие автомобили. Еще менее приятны «виртуозные» дубли ситуаций из прошлого, ну и сценаристы задним числом меняют характер героя: теперь он, почему-то не терпит, когда его называют трусом, и совершенно по-дурачьи поддается «на слабо», наживая себе кучу проблем на ровном месте. Но без этой тупости не было бы третьей части, которая находилась в производстве параллельно со второй, так что режиссер даже не стал закруглять финал, «НВБ-2» заканчивается внезапно и бестолково.

А в заключительной серии герои попадают в приятный душе каждого американца период освоения Дикого Запада (правда, к 1885 году Калифорния уже была освоена достаточно неплохо, и в ней не могло происходить таких страстей с ковбойцами и индейцами, как показано на экране). Марти тут заявляется в гости к своим ирландским предкам. Здесь почему-то прапрабабка героя оказывается двойником его матери — которая, вообще-то из другой семьи. Видимо, создатели уже окончательно запутались в сюжетных поворотах — или, ради забавы, забили болт на любую логику. На мой взгляд, это скучнейшая серия из всех, и без того не шибко увлекательных. Балаганная атмосфера развенчания специфического жанра спагетти-вестерна может заинтересовать лишь очень повернутых на этом людей, а в сочетании с характерной для всего цикла чрезмерной затянутостью, акцентированием внимания на посторонних мелочах, слабыми диалогами и неминуемым хэппи-эндом даже этих людей вынудит констатировать, что они смотрят плохое кино.

В общем, хорошо, что кто-то заставил Земекиса остановиться, не снимать больше фильмов из этой франшизы. В сущности, она была исчерпана уже второй картиной, но часто финансовые сметы мотивируют на бурную деятельность куда сильнее, чем благородное вдохновение, что очень заметно по третьему фильму. Если рассматривать трилогию в целом, можно прийти к выводу, что «Назад в будущее» - детское, неумное, и не очень симпатичное кино, чей «культовый» статус раздут прессой и маркетингом, да еще тем, что поколение, выросшее на этих фильмах является ныне экономически активным. С уходом на пенсию нынешних 35-40-летних «НВБ» мгновенно займет подобающее место в списке «курьезно дорогих и неоправданно прославленных фантастических фильмов категории Б».
Tags: кино США
Subscribe

  • Начальник Чукотки, 1966

    Значит, в 1922 году на Чукотку отправляется некий красный комиссар и умирает. К нему, однако, прибился юный писарь, который не находит ничего…

  • Голос, 1982

    Иногда приходится умирать, даже если ты не слишком этого хочешь. Даже если ты совсем молод и являешься звездой национального масштаба на взлёте -…

  • Полёты во сне и наяву, 1983

    В Советском Союзе живет мужчина. По нынешним меркам еще молодой, интеллигентный, привлекательный, общительный. Легко заводит друзей и любовниц - и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Начальник Чукотки, 1966

    Значит, в 1922 году на Чукотку отправляется некий красный комиссар и умирает. К нему, однако, прибился юный писарь, который не находит ничего…

  • Голос, 1982

    Иногда приходится умирать, даже если ты не слишком этого хочешь. Даже если ты совсем молод и являешься звездой национального масштаба на взлёте -…

  • Полёты во сне и наяву, 1983

    В Советском Союзе живет мужчина. По нынешним меркам еще молодой, интеллигентный, привлекательный, общительный. Легко заводит друзей и любовниц - и…