?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
По соображениям совести / Hacksaw Ridge, 2016 - Чёрный хлеб и белая раса
richteur
richteur
По соображениям совести / Hacksaw Ridge, 2016


После того, как американские агрессоры развязали войну с Империей Восходящего Солнца, обстреляв мирные японские самолеты над Перл-Харбором, все население Штатов погружается в пучину шовинистической истерии. Даже главный герой, сектант-толстовец добровольно записывается в солдаты, требует отправить его в окопы, но вовсе не для того, чтобы убивать узкоглазых макак, коллекционировать их черепа, насиловать их женщин, калечить их детей – как все нормальные американцы. Нет, рядовой Дезмонд Досс одержим мечтанием выносить горшки из под лежачих больных, отдирать засохшие бинты от гнойных ран, мыть операционную - в общем, быть санитаром.

В этом сослуживцы и офицеры справедливо усматривают его нечеловеческую гордыню и по-дружески его осуждают. Но никакие побои и наряды вне очереди не могут побудить героя отречься — и эта стойкость вызывает уважение, его перестают травить и разрешают не носить оружие. А потом снова начинают травить, требуют взять оружие и отдают под трибунал. Как ни странно, все заканчивается довольно мирно — один знакомый генерал отправляет судье эпистолу с приказом отвязаться от Досса — и тот послушно берет под козырек (вот тебе и независимость судебной власти), а санитар отправляется-таки на теплые тихоокеанские берега.


Там, на острове Окинава перед «джи-ай» поставят важную миссию: нужно выбить японцев с горы, являющейся ключом ко всему острову. Но доблестные японцы защищают свою Родину с озверением и смекалкой! Тогда штатовское командование тоже решает проявить смекалку и отправляет роту солдат на то же задание, в ходе которого намедни была уничтожена целая дивизия. Но японцы не смогли разгадать эту смекалку и прибывший крошечный отряд опять-таки встретили по законам восточного гостеприимства. Доблестные американцы, как это принято у них, побросав оружие, трупы и раненых засверкали пятками. Но на горе остался Досс, которого называли трусом, а теперь-то он всем докажет, что не трус и его мозолистое лицо, покрытое слоем дорогостоящей грязи и крови, с застрявшей в краешке глаза глицериновой слезой еще долго не покинет памяти взыскательного зрителя...

Вообще все честные люди, побывавшие на войне, сходятся в одном: там ужасно скучно. Если исходить из этого критерия, то фильм как нельзя лучше отражает реалии войны. Он скучный настолько, что скулы сводит, что можно получить подвывих челюсти от истошного зевания. Плохой, как ни крути, режиссер этот Мел Гибсон, а все-таки хоть что-то правильное у него в этом проекте получилось. Еще забавный тут актер в главной роли, ранее игравших каких-то китов, пауков, а теперь взявшийся воплотить героического непротивленца злу насилием. Все бы ничего, но рожа у него, конечно, феерическая, до боли напоминающая физиономию Пала Малетера, героя венгерского народа.



В принципе, с такой выразительной хлеборезкой можно с успехом молчать всю дорогу, однако актерище, вроде, пытается что-то играть, но убедительно получается у него лишь дебиловато приоткрытый кривой рот и закатывание глаз в псевдомолитвенном экстазе. В остальном же подвиги дрища, целую ночь без устали тягающего - как таджик мешки с цементом - тела куда более увесистых солдат (даже не срезая с них очевидно уже ненужную амуницию!) не вызывают доверия, не пробуждают сочувствия.

Но, кажется, большая часть публики и критики с восторгом приняла гибсоновскую поделку, и, тем не менее, на мой взгляд, это тупая истеричная шняга, на которой живого места от стереотипов нет. Понятно, что снимая фильм об американской армии нельзя уже не цитировать «Цельнометаллическую оболочку» и «Звездный десант»; о второй мировой войне - «Молодых львов» и «Спасти Райана», и т. д., но SUNT CERTI DENIQUE FINES, черт возьми! К банальнейшему и глупейшему милитаристско-фашистскому сюжету добавляется «гуро» - расчлененка, ужасные раны, кошмарные страдания — чтобы выбить зрителя из зоны комфорта, шокировать его (типичный для Гибсона прием), а потом «дать нравственный пример» - показать слащавого санитара Досса, который рискуя жизнью спас прорву тяжелейших раненых.

И вот здесь-то «моральный посыл», если посмотреть на него глазами не замутненными религиозной пеленой, распадается сам по себе, превращается в свою полную противоположность. Ключевой является сцена в полевом госпитале, где хирурги, не покладая рук колдуют над увечными после провального наступления бедолагами (преимущественно, отчекрыживая им конечности под корень — и счет уже идет на центнеры отрезанных рук и ног) — и с бесконечными усталостью, сожалением и неприязнью вдруг вопрошают: а кто присылает все новых и новых мучеников, ведь, вроде, там никого живого не осталось. Это корень к пониманию проблемы.

В извращенной сектантской парадигме (в этом сходятся и адвентист седьмого дня Досс, и ультракатолик Гибсон) жизнь является главным благом — даже жизнь в нищете, позоре и невыносимых страданиях. Поэтому, «жизнь нужно сохранить любой ценой» - даже если «спасенному» уготована судьба «самовара» (калеки без рук и ног) или, еще хуже, персонажа книги «Джонни взял ружьё». Из отечественной истории мы помним, что в 1946-1950 годах всех непрезентабельно выглядящих раненых Сталин отправил в северные и среднеазиатские закрытые поселения, откуда уже при Хрущеве живыми вышли жалкие проценты — навсегда сломленные, опустившиеся, в большинстве своем не дожившие даже до 30-летия победы. В США ситуация являлась не столь острой — медицина и соц.обеспечение были на более высоком уровне, но большинство инвалидов все равно столкнулись с общественным отвержением, крайней нуждой и сконструированным вокруг их подвига заговором молчания. Очень многие вследствие этого покончили с собой, вероятно, в совершенной уверенности, что лучше бы им тихо истечь кровью где-нибудь на Окинаве или пляже Омаха, чем долгие годы «жить» в кромешном аду, куда их затащил не в меру добросовестный санитаришка... Впрочем, в силу закрытости общины адвентистов седьмого дня мы толком не знаем об их настоящих идеях — может быть, они, как ваххабиты поклоняются именно дьяволу, и тогда рядовой Досс сделал именно то, чего и ждал от него Люцифер.

До кучи в этом глупом и гнилом фильме еще и дешевейшие спецэффекты задействованы — на палящие «кораблики» без смеха смотреть невозможно, а попадающиеся в интернете отзывы юных садистов, сладострастно описывающих как реалистично тут из людей вылетают мозги и кишки, как славно и достоверно обугливаются солдаты под струей огнемета только усиливают мою реакцию на творчество Гибсона, выразившуюся во многочисленных выразительных словах, которые, к сожалению, в этой заметке напечатать невозможно. Потому что слова эти — непечатные.

Tags:

5 comments or Leave a comment
Comments
mr_gaijin From: mr_gaijin Date: April 1st, 2017 05:02 pm (UTC) (Link)
Не смотрел, и после этой рецензии не планирую.
А что Гибсона совсем не любите? "Апокалипто", по-моему, шедевр.
richteur From: richteur Date: April 2nd, 2017 05:53 am (UTC) (Link)
На мой взгляд, Гибсон - довольно глупый и агрессивный человек, и его фильмы несут на себе отчетливую печать личности создателя.
Но "Апокалипто" мне даже нравится - такой, неплохой этнический боевичок...
mr_gaijin From: mr_gaijin Date: April 2nd, 2017 11:24 am (UTC) (Link)
Ну, начсет глупости не знаю, а агрессия есть, этого не отнять ) Также, как и мужество, правда.
richteur From: richteur Date: April 3rd, 2017 06:58 am (UTC) (Link)
На мой взгляд, не очень много мужества в том, чтобы в пьяном виде оскорблять некий народ, а потом на коленях за это извиняться.
mr_gaijin From: mr_gaijin Date: April 3rd, 2017 10:07 am (UTC) (Link)
Пожалуй, что так...
5 comments or Leave a comment