richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Categories:

Иди и смотри, 1985



Думаю, ни для кого не секрет, что немалую часть знаковых произведений советской культуры создали «симулякры» - выдуманные люди с выдуманными биографиями. Из ниоткуда появлялись всякие там «шолоховы», «ильфы-петровы», «шукшины», которые, презентовав несколько типично дебютных никчемных вещичек, внезапно разражались «opus magnum», мощным эпохальным произведением, моментально входящим в культурные анналы. Примерно то же можно сказать о творцах известного советского фильма «Иди и смотри»

Снят он по сценарию крупного советского чиновника «Алеся» Адамовича, 1927 года рождения. Персонаж этот в боевых действиях не участвовал, что в 50-60-е годы могло создать определенные карьерные проблемы. Нередко люди такого ранга и возраста выправляли «ветеранские» корочки, придумывая себе героическую биографию (желательно с автоматическим выходом на инвалидность) как какой-нибудь Александр Яковлев, Филипп Бобков или Владимир Долгих, но в этом случае что-то пошло не так, и Адамовичу пришлось ограничиться «участием в партизанском отряде». 16-летний «Алесь» «повоевал» недолго, и уже в 1944 вместо фронта (как реальные партизаны) деловито отправился в Сибирь, получать крайне нужное горно-металлургическое образование. По специальности не работал, кажется, ни единого дня, переключившись на филологически-академическую карьеру, пописывая какой-то агитпроп и изобретая т.н. «современную белорусскую прозу». Как и все похожие деятели, некогда упорото ратовавшие за коммунизм, не приемля малейших возражений — Астафьев, Быков, Евтушенко и иже с ними - Адамович в позднюю перестройку резко переходит на «демократические» рельсы и дичайше ратует за «нэзалэжнасць Синявокай ад маскалёв». Ну, думаю, ясно.

Климов — примерно то же самое, я как-то о нем вкратце писал, повторяться не охота, а рыться в этой навозной куче в попытках отыскать нечто новое — совсем не хочется. В общем, два автора нашли друг друга и решили поведать миру о забытой трагедии — Хатынском холокосте, эпизоде Второй Мировой войны в Белоруссии, где полторы сотни мирного населения было сожжено за связь с партизанами. Симптоматично, что пиарить Хатынь, вроде, начали только в 60-е годы — как запоздалая реакция на обсуждение западной прессой Катынских убийств; даже и место для спекулятивного мемориала выбрали исключительно по созвучию с Катынью, чтобы сбивать с толку иностранцев, слабо понимающих различия между Katyn'ью и Khatyn'ью.


Вышеописанная обезличенная биография в СССР значила очень многое, позволяя не только творчески самовыражаться, но и почти открыто говорить запретные вещи. Что и проделывается в «Иди и смотри» иногда чуть ли не с глумлением над зрителем, с таким размашистым щелканьем по носу, что иногда кажется: весь фильм — это один большой троллинг, ехидное поругание идолов «оккупации», «партизанского движения» и вообще всей карнавальной темы так называемой ВОВ. Снятое, вроде бы в кондовой стилистике типичного позднесоветского некрофильского военного дискурса, кино, тем не менее, является чем-то большим, нежели рядовая главпуровская или агитпроповская поделка на тему «кино и немцы».

Во-первых, фильм сделан явными энтузиастами и просто пузырится этой нездоровой, но мощной энергетикой — в отличие от многочисленных вялых агиток, выпущенных по разнарядке. Во-вторых, снято несомненно талантливо; настолько талантливо, что и без того знающий себе цену мастер может себе позволить калечить и портить собственное полотно. Общее впечатление невыносимости просмотра создается не столько за счет шокирующих сцен (которых здесь не так много), сколько из-за общей мрачной монотонности, буквально вытягивающей жилы. Даже прекрасные по всем канонам эпизоды — превозмогание героев через болото, финальный монтаж из хроники — передержаны процентов на 30, за счет чего эмоциональный отклик на них значительно снижается. Единственное, что пробивает сразу и мощно - все сцены с животными. Думаю, это было сделано намеренно.

Дело происходит в 1943 in Weissruthenien, главный герой — Флёра, прототип персонажа Некрасова, «высокорослый больной белорус» шестнадцати лет с неандертальской рожей - пока еще, по малолетству не обзаведшийся национальными фенотипическими признаками - колтуном в волосах и грудью ямой... Это у него впереди, а пока он мечтает вступить в партизаны, обосновывая это так: «все побежали, и я побежал». Выкопав из братской могилы ружье, герой получает право вступить в отряд! Тут стоит обратить внимание на то, что партизаны все публичные акции проводят, маскируясь под немцев, например, даже героя уводят в место дислокации под легендой ареста фельджандармерией.

В лесу у партизан собрано колоссальное воинство: множество людей в советской и немецкой форме с иголочки, обладающее дефицитными автоматами и штурмовыми винтовками, с собственной артиллерией и даже бронетанковыми войсками. Сложно сказать, зачем длительное время держать в лесах значительные массы людей, пытаясь сковать их строгой дисциплиной. Мои познания в военном деле тут пробуксовывают. Ведь такие отряды все равно не выдержат столкновения с регулярной немецкой армией и тем более, айнзатцгруппами, но потеряют свое главное преимущество — скрытность, мобильность и поддержку населения. Наверное, все это возможно из-за того, что Вермахт тоже плохо умеет воевать, что и показывает неоднократно: высаживает парашютный десант прямо в лес, метко обстреливает глухую чащу из гаубиц и густо разбрасывает пропагандистские листовки в безлюдном поле...

Промеж партизан тусуется ухоженная девица в дорогостоящем платье на голое тело. Герой сразу обращает на нее внимание, и, по законам жанра, вскоре они встречаются с глазу на глаз. Девушка по имени Глаша не демонстрирует особой адекватности, она старательно произносит некий текст, и строит сладострастные гримасы, силясь убедить Флёру и зрителя в том, что осатанела от нехватки секса (каковой нехватки, подозреваю, в подлинном партизанском логове быть не могло в принципе), но паренек со слезами отвергает ее притязания: он пришел воевать. Воевать не получается, в основном приходится тупо и нудно лазить по буреломам и болотам, в попытках найти хоть какую-нибудь цивилизацию, украсть немного еды — тут же убегая от разгневанных хозяев.

Иногда хозяева гневаются очень сильно, и здесь-то кроется главное сомнение. Непонятно, зачем немцам расправляться с мирным населением? Они же не дураки были, и видели до какого дна нищеты довел несчастных белорусов сталинский режим; понимали — местное население их естественный союзник в борьбе с большевизмом. Положим, нацистская оккупация намного слаще не была, но на протяжении 3 лет Белоруссия являлась глухим тылом, где не дислоцировались крупные подразделения Вермахта, не было особой эксплуатации и эксцессов, а титульная нация в культурном плане даже имела шанс повысить свой статус, под эгидой Германии до минимума низведя рудименты полонизации и русификации... Неясно, зачем нормальному мужику идти в гнилые леса к полоумным партизанам, вместо того, чтобы заниматься своим хозяйством? Психология мирного населения проста, и ряд ее проявлений мы могли видеть совсем недавно, в Югославии, Сирии и Донбассе, когда местные уроженцы линяли оттуда сотнями тысяч, а тяжесть войны приходилось нести засланцам извне. И это — вспыльчивые, боевитые южане, сербы, арабы и украинцы, а что уж говорить про смирных и покладистых белорусов? Думаю, их реальный протестный потенциал как раз показан откровенно — слепить Гитлера из говна, обворовать продуктовый склад, увести корову из дальнего села.

Так что с советской территории приходилось забрасывать профессиональных убийц и террористов, формирующих условно «коммунистические» банды из деклассированных элементов и уцелевших в окружении солдат. Конечно, подлинные нравы этих товарищей в фильме не показаны, но кое-что подчеркнуто: так, командир отряда лично убивает заснувшего на посту часового, даже не будя его — другие партизаны говорят об этом с гордостью. Ну, то есть нравы вполне бандитские, и, видимо, «партизанское движение на территории Белоруссии» представляло собой пестрый конгломерат подобных банд, со временем выстроившийся в иерархию, а позднее частью интегрированный в Красную армию, а частично уничтоженный ею.

Существует коммунистическая легенда о том, что немцы грабили мирное население, от обиды оно немцев убивало, и тогда оккупанты применяли принцип «коллективной ответственности», зачищая целые деревни. По-моему, только в последнее время люди начинают вдумываться и рефлексировать на тему того — есть ли смысл уничтожать местных жителей из-за того, что они поддерживают партизан? Ну, во-первых, не очень-то и поддерживают: кому понравится, когда некие небритые придурки «реквизируют» у тебя последнюю корову «за счастье товарища Кагановича»? Снабжать партизан самолетами с «большой земли» на 100% не получалось, продовольствие приходилось отбирать у небогатых местных, что автоматически укрепляло позиции оккупантов и коллаборантов, усиливая приток добровольцев в полицию и самооборону. Во-вторых, массово убивать гражданских, чтобы они не могли сотрудничать с партизанами — примерно столь же осмысленное занятие, как срывать Кавказские горы, чтобы там не могли хорониться чеченские боевики. Это еще и подрыв собственных политических позиций и уничтожение экономической базы — немцы ж покупали продовольствие в тех же деревнях и оттуда же рекрутировали рабочую силу в Германию.

Ну, а в-третьих... немцы ли занимались всеми этими пакостями? Нужды в уничтожении белорусов у них не было, пока те сидели смирно и выполняли план по поставкам. А вот сталинцам как раз подобный «этнический мир» был как кость в горле и его нужно было разрушить любой ценой. С немцами тягаться у заброшенных из Москвы террористов кишка тонка, а вот проредить безответное местное население — сам «лучший друг физкультурников» велел. В этом ключе и снята кульминационная сцена фильма — на деревню нападает отряд непонятных людей, якобы «фашистов», во всяком случае, в немецкой униформе и с техникой (впрочем, и то, и другое, как мы уже знаем, есть и у партизан) — и выжигающих ее по надуманному предлогу. При этом среди «немцев» почти нет людей, знающих немецкий язык — в основном, все говорят по-русски (даже не на белорусском диалекте), с блатными интонациями. Очень все это странно и больше всего напоминает т.н. «косплей». Тем более, что этих нехороших людей с «фашистскими знаками» (в том числе импровизированными свастиками, намалеванными на ржавых касках) моментально после проведения «акции» разделывают под орех хорошие партизаны — демонстративно лучащиеся красными звездами, одетые чуть ли не в бурки и папахи. Как известно, «добрый полицейский» главнее «злого»...

Финальный титр о том, что в 1941-44 годах в Белоруссии было сожжено 628 деревень с жителями после просмотра картины оставляет убийственное впечатление, усугубляемое тем, что такой дотошный творческий дуэт Климов-Адамович не счел нужным уточнить — КЕМ СОЖЖЕНЫ? Впрочем, после вдумчивого просмотра уже практически не остается сомнений — кто виноват в том, что после ВОВы Белоруссия обезлюдела на четверть.

Такая вот мощная фига в кармане, sapienti sat, se non e vero, e ben trovato и так далее. Почему же коммунисты пропустили фильм, разоблачающий их злодеяния (пусть и довольно завуалированно), пытались пропихнуть его на многие фестивали и неистово пропагандировали внутри страны? Дело, наверное, прежде всего в том, что кое-кому в СССР было позволено чуть больше, чем остальным. Например, Климов еще при Хрущеве снимал анти-хрущевское кино с отменным бюджетом и звездным составом. Кроме того, несмотря на талантливость и двусмысленность, фильм-то все равно был СОВЕТСКИЙ — вселяющий депрессию, сеющий антиэстетичность, деморализующий зрителя. Оставляющий впечатление, что победители в войне были палачами, чушканами, дегенератами, проститутками и прочей сволочью. Так что государственный заказ, в общем-то, был выполнен, а то, что Климов-Адамович еще и изящно самовыразились — скорее приятное дополнение.
Tags: история, кино СССР
Subscribe

  • Лай на звёзды / Lajanje na zvezde, 1998

    Абитуриент из 90-х, собираясь на выпускной, всячески юлит перед отцом, подмазывается к нему, чтобы тот одолжил тачку. И модный папаша постепенно…

  • Чёрно-белый мир / Crno-bijeli svijet, сезоны 2-3, 2016-2019

    Я почему-то решил, что нужно написать о моднейшем хорватском сериале "Чёрно-белый мир". Почему - не знаю: ведь он не переведен на русский,…

  • Зона Замфирова / Zona Zamfirova, 2002

    Конец XIX века, Сербия, город Ниш, недавно перенятый у турок. Остается еще множество реликтов прошлого в виде чарший и хаммамов, даже христиане…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Лай на звёзды / Lajanje na zvezde, 1998

    Абитуриент из 90-х, собираясь на выпускной, всячески юлит перед отцом, подмазывается к нему, чтобы тот одолжил тачку. И модный папаша постепенно…

  • Чёрно-белый мир / Crno-bijeli svijet, сезоны 2-3, 2016-2019

    Я почему-то решил, что нужно написать о моднейшем хорватском сериале "Чёрно-белый мир". Почему - не знаю: ведь он не переведен на русский,…

  • Зона Замфирова / Zona Zamfirova, 2002

    Конец XIX века, Сербия, город Ниш, недавно перенятый у турок. Остается еще множество реликтов прошлого в виде чарший и хаммамов, даже христиане…