richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Category:

Кинолюбитель / Amator, 1979



30-летний скромный экспедитор Филипп становится отцом. Исключительно для того, чтобы снимать ребенка он покупает любительскую кинокамеру и пробалтывается об этом на праздничной пирушке в присутствии начальства. Вскоре начальство высказывает Высочайшее Мнение: использовать камеру для того, чтобы заснять приближающееся 25-летие предприятия. Робкие протесты Филиппа заглушаются щедрым жестом директора, обещающим освободить героя от непосредственных обязанностей, выделить помещение под лабораторию и крупную сумму на закупку оборудования. Так Филипп становится человеком искусства, что, однако, без восторга воспринимается его женой, в которой ревность и обида на то, что он стал уделять ей меньше внимания сочетаются с женской боязливой интуицией и чисто советским презрением к хобби, не приносящему материальных благ.

Но вот наивный и кривой фильм смонтирован и показан, после чего короткометражку отправляют на фестиваль любительского кино, где герой неожиданно для себя занимает призовое место. И что-то сдвигается в его простецкой душе: Филипп, может быть, впервые в жизни ощущает чужой интерес и уважение; видит, что запечатлевая реальность, можно параллельно на нее влиять; понимает, что этим ремеслом можно кормиться. Новое увлечение овладевает его душой со стремительностью ястреба, треплющего цыпленка. Из несмелого оператора он вырастает в самобытного режиссера, обретает помощников и учеников, плотно занимается самообразованием, с достоинством общается с кинематографическими корифеями и даже находит в себе дерзость перечить начальству. Впрочем, подвергаясь неизбежной профдеформации, герой не чванится, а остается таким же отзывчивым и дружелюбным скромнягой. Но развиваясь в культурном и профессиональном плане, Филипп видит, как рушится его личная жизнь и все чаще предается унынию; начинает осознавать, что снятые им фильмы — не верх совершенства, а те, кому не нравится его творчество — подчас имеют внятную и искреннюю мотивацию...

Просто отличное кино — увлекательное, умное, доброе, многослойное; пожалуй, открывающее новый этап в творчестве Кшиштофа Кесьлёвского (при всем уважении, более ранние «Спокойствие» и «Шрам» были несколько менее захватывающими и талантливыми). При этом картина далека от злободневной повестки дня (хотя при просмотре и создается отчетливое впечатление, что над страной сгущаются тучи), режиссер не демонизирует начальство и даже вкладывает ему в уста несколько важных сентенций, сподвигающих героя измениться к лучшему. А если учесть гениальную в своей простоте и трогательности игру Ежи Штура - и практически гениальную работу остальных актеров, послевкусие от «Кинолюбителя» остается очень запоминающееся. Наряду со «Случаем» - это очень важный и тонкий фильм, который может сказать очень многое о выборе, долге и совести — но только тому, кто сможет и захочет услышать. А для кинолюбителя это и вовсе «фильм первого выбора».
Tags: кино
Subscribe

  • О четырех прочитанных кинокнигах

    "О чем-то ином". Беспокойный кинематограф Веры Хитиловой. (2019) Сборник статей, эссе и интервью, тематически связанных единой личностью…

  • Про современное югославское кино

    zheniavasilievv задал вопрос: «Отчего в новых югославских кинематографиях доминируют сербы и Новая Сербия? Почти все фестивальные призы…

  • Алексей Герман (младший)

    Довелось тут побывать на встрече с великим русским режиссером Алексеем Германом, сыном Алексея Германа (оттого, к его фамилии приклеивается…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments