richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Categories:

Железный префект / Il prefetto di ferro, 1977



Фашистская Италия, 1925 год. Чезаре Мори, видный законник, назначен на Сицилию префектом — т.е. полпредом с полномочиями губернатора и полным карт-бланшем на любые действия против мафии. Нельзя допустить, чтобы хоть в какой-то итальянской провинции не подчинялись государственной власти — и Мори пользуется самыми жесткими методами, чтобы напугать и сломить сицилийских донов. Одновременно он старается наладить жизнь местного населения и убедить его в том, что и кара и милость может спускаться лишь со стороны государства, а уж никак не мафиози. Ряд беспощадных и громких акций приносят Мори прозвище «железного префекта», а беспрецедентный открытый процесс на котором сицилийцы впервые стали свидетельствовать против мафиози делает его личностью легендарной в мировом масштабе. Но... у каждого расследования есть своя грань, и когда главный герой нащупывает ее, выстроенный им сценарий будущего рушится.

Лента снята на основе реальных событий и биографии реальной личности - того самого Чезаре Мори, наместника Муссолини. В тот момент, правда, было ему под 60 лет, и он не выглядел статным франтом-красавчиком, да к тому же, являлся членом фашистской партии, но - это уже своеобразная итальянская политкорректность 70-х годов. Вообще, занятный фильм, довольно прозрачно высказывающийся о природе любой коррупции и организованных преступных сообществ. Мафия, каморра, ндрангета, коза ностра, vory-v-zakone и т. п. уголовники — усилиями государства очень легко прижимаются к ногтю, но не уничтожаются. Потому что их структуры служат отличным прикрытием для незаконных операций и отмывания денег, что необходимо любому правительству в любой стране. Показушная «борьба с преступностью» может длиться вечно: собственно, она и длится вечно, с постоянной вонью, эпизодическими посадками, обострением отношений. Но изредка — и с появлением фанатичных «солдат юстиции» типа Мори, Каттани, Фальконе, Борселино, Гдляна-Иванова и прочих персонажей, судьба которых была различной: кого убили, кого сместили, кого с большой помпой перевели на церемониальную должность без реальных полномочий. Все, что может сделать борец — пощипать активы неприятеля и стимулировать собственный карьерный рост, финал «Железного префекта» говорит об этом с предельной ясностью.

При всей навороченности сценария, смотрится картина бодро, являя собой бихевиористическую последовательность «стимул-реакция»: вот Мори предпринял что-то против мафии, а вот мафия пытается как-то адекватно ответить, а префект снова что-то придумывает каверзное, и эскалация нарастает, пока одна из сторон не уйдет на попятную. Понятно, что это будет не герой — ему-то терять нечего: жену отправил в Рим, после чего аллегорическим индикатором его популярности у местных жителей станут отношения с прекрасной и диковатой сицилийкой Клаудией Кардинале, которая постепенно меняет презрение и отрицание на доверие и признание своей зависимости. Но закономерной кульминации так и не случится: Сицилия так до конца и не покорится Риму, и до сих пор Италия — не более, чем конгломерат слабо связанных между собой провинций, не развалившийся исключительно из-за внешнего давления — ну, и, конечно, из-за знаменитой латинской ленивости.
Tags: кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments