richteur (richteur) wrote,
richteur
richteur

Category:

Шрам / Blizna, 1976



60-е годы, депрессивный и отсталый регион социалистической Польши. Директором строящегося химического комбината назначен несгибаемый коммунист Беднарж. Он абсолютно уверен, что громадное предприятие не просто оживит экономику края, но и значительно поднимет культурный уровень населения. Однако ему только предстоит узнать, что комбинат «выбит» секретарем обкома у центра методами демагогии и очковтирательства, что проект строительства непроработан и недоделан, что население, с которым, как всегда, никто не посоветовался, может и не хотеть «перемен к лучшему». Беднарж, честный, смелый и ответственный человек оказывается зажат между молотом партийного нажима, любой ценой требующего выполнения плана и наковальней народного возмущения, выливающегося в саботаж и стихийные протесты.

Конечно, с художественной точки зрения это кино оставляет желать лучшего, ведь "Шрам" - первое игровое кино, специализировавшегося ранее на короткометражках и документалках Кшиштофа Кесьлёвского. Так что много тут длиннот, неудачных планов, лишних эпизодов и, наоборот, недостаточной подачи информации. Зрелище было немного нудным, но оно того стоило.
Польский кинематограф даже в свинцовые советские годы отличался выбором «острых» тем и принципиальностью в их реализации. Выполненное, на первый взгляд, в почти «mockumentary» стилистике соцреализма, кино, тем не менее, ставит на повестку дня фундаментальные вопросы, на которые у тогдашних польских властей ответов не находилось. О волюнтаризме и дилетантизме чиновников, наплевавших на судьбы тысяч людей и готовых выбросить в трубу миллионы государственных денег, лишь бы красноречивей отчитаться на пленуме. О порочности радикального «преобразовательного» пафоса, не останавливающегося перед разрушением природы и жизненного уклада. О том, как яд системы отравляет даже трезвых и порядочных людей — и финал можно будет назвать относительно счастливым, если в последний момент им достанет сил отринуть компромиссы с совестью.

В отличие от конъюнктурщика Вайды, эмигрантов Сколимовского, Киёвского и Холланд (последняя, кстати, играет в «Шраме» в эпизодической роли) у Кесьлёвского нет задачи оплевать социализм. Мишенью его критики становятся злостные манипуляции с человеческим сознанием и окружающей средой, необдуманные и хищнические методы производства, а это все, как мы знаем, прекрасно распространено и в «эффективных» капиталистических режимах. Ненароком, режиссер даже подчеркивает выгодное отличие социалистической ментальности: описываемое им польское чиновничество среднего и высшего ранга по нашим меркам живет УЖАСНО СКРОМНО. Это люди в плохой одежде, с кошмарными прическами, даже по праздникам питающиеся скудно и невкусно, а в качестве ярчайшего проявления шика и роскоши губернатор (!) преподносит отделанную кафелем ванную комнату в ведомственном особняке. В принципе, в наши дни «Шрам» можно показывать как апологию режима ПНР: на экране явлены подлинные слуги народа, из народа этого вышедшие и не оторвавшиеся от него, а если их деятельность приносит вред и раздражение, то многое компенсируется их личной аскезой и простотой общения. Но в стремительно меняющемся веке модерна уже недостаточно быть хорошим человеком, чтобы добиться успеха — особенно если ты живешь в колониальном обществе. Путь к рычагам реального управления долог и тернист. Хозяева жизни сделали все, чтобы на этом пути человек дал на себя компромат и расстался с идеалами, совестью и моралью, приобретя абсолютную управляемость. Герой «Шрама» избирает для себя иной путь, добровольно отказавшись поступаться принципами. Но было много других, которым шляхетский гонор не мешал гнуть спину перед колонизаторами. Чего стоила их лояльность, показал 1989 год. Ибо здесь перед людьми встает новая ситуация выбора: с кем ты, со своим народом — или с оккупационным режимом?
Tags: кино
Subscribe

  • О четырех прочитанных кинокнигах

    "О чем-то ином". Беспокойный кинематограф Веры Хитиловой. (2019) Сборник статей, эссе и интервью, тематически связанных единой личностью…

  • Про современное югославское кино

    zheniavasilievv задал вопрос: «Отчего в новых югославских кинематографиях доминируют сербы и Новая Сербия? Почти все фестивальные призы…

  • Алексей Герман (младший)

    Довелось тут побывать на встрече с великим русским режиссером Алексеем Германом, сыном Алексея Германа (оттого, к его фамилии приклеивается…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments