?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
О "культовой" дилогии: "Ленин в октябре" (1937) и "Ленин в 1918 году" (1939) - Чёрный хлеб и белая раса
richteur
richteur
О "культовой" дилогии: "Ленин в октябре" (1937) и "Ленин в 1918 году" (1939)


Близится столетие Октябрьского переворота, а значит, нужно пропитываться духом эпохи, изучать художественное наследие, порожденное этим событием — ну, во всяком случае, так советуют умные люди. Вот я и решил посмотреть пару классических лент от признанного мастера жанра mockumentary, Михаила Ильича Ромма, посвященным знаковым событиям: взятию большевиками власти и напряженному процессу ее удержания. Фильмы сняты в стилистике нуар-байопик, особенно первый: действие в котором разворачивается в основном ночью или же в плохо освещенных помещениях, на переднем плане — противостояние между наглыми уголовниками и бессильной коррумпированной полицией, и, несмотря на мощнейший саспенс, зрителя все равно окутывает плотная атмосфера уныния и безнадежности, ведь из учебников истории все знают, что катастрофа все равно произойдет...


Так что на первый взгляд, это все-таки нуар, но если подходить к определению жанра дилогии не строго (а в рамках постмодерна строго подходить не нужно), то вполне можно квалифицировать «Лениных» как первую ласточку мэшапа. Владимир Ильич как историческая личность помещается в совершенно фантастическую среду, переполненную как реальными, вроде бы персонажами — но исковерканными до неузнаваемости, так и полностью выдуманными героями. События, демонстрируемые на экране имеют мало общего с реальностью, и в целом, заплетаются в совершенно фантасмагорический клубок, дающий по своей ирреальности фору всяким вампирским триллерам и зомбипокалипсисам.

Иногда эти фильмы называют «пропагандистскими», но это ошибочное определение. Целью пропаганды является убеждение широких масс людей в чем-либо, привлечение новых членов под знамена некой идеи. Пропаганда должна быть доказательной, или хотя бы внешне логически непротиворечивой, иначе самый наивный простофиля будет просто смеяться над попытками что-то внушить ему. «Ленины» же никого ни в чем даже не стараются убедить, описываемые в них события не нуждаются ни в объяснении, ни в оправдании. Как для истово верующего нет нужды в доказательствах существования Всевышнего, так и для образцового зрителя кинодилогии все происходящее на экране понятно и правильно. Из чего можно заключить, что мы имеем дело с кинематографией религиозного толка. Для непредвзятого человека — ну, скажем, если показать это кино обычному французу — впечатление от просмотра будет странным и скорее неприятным: необходимость сопереживания одним героям и ненависти к другим никак не обосновывается. Нормальный зритель сразу начнет задавать вопросы, на которые у создателя фильма нет ответов, поэтому любопытство быстро перейдет в откровенное глумление (неудивительно, что официозная «лениниана» породила неисчислимую плеяду циничных анекдотов в стиле «а мог бы и бритвочкой полоснуть», а когда стало можно — и несколько совершенно свирепых кинопародий). Но на территории, захваченной ИГИЛ попытка расспросить окружающих, почему «Аллах» хороший, а «Иблис» плохой — чревата экстренной декапитацией. Точно так же и попытки разобраться в хитросплетениях партийных интриг и пересмотреть статус «святых» и «проклятых» большевиков в СССР 30-х годов для рядового обывателя были смертельно опасны. Была единственная опция: дисциплинированно ходить в кинотеатр, в одних местах аплодировать, в других — разражаться проклятиями. В финале — плакать. Что люди и делали, потому что не хотели получить лишнее отверстие в черепе. Но перейдем к конкретике по фильмам.


Большевицкая "головка". Крайний слева (левая троцкистская оппозиция!) - гнусно ухмыляющийся предатель Зиновьев.

Итак, события первой серии разворачиваются в первых числах октября 1917 года: из независимой Финляндии в Питер прибывает паровоз с Лениным. Ленин созывает ЦК и настаивает на форсировании вооруженного восстания, чему горячо противятся открытые предатели народного дела — Зиновьев и Каменев. Но все же решение принято при поддержке Сталина и Свердлова. Однако темные силы не дремлют — иностранные послы и шпионы, российские капиталисты и золотопогонное офицерье хотят остановить революцию и поставить во главе страны «душителя-вешателя» (так и говорят), причем заручаются поддержкой «демократических партий» - кадетов, эсэров и меньшевиков. Занятно, что тогда даже в столичных парторганизациях еще не было четкой дифференциации меньшевиков и большевиков, а в той структуре, из которой впоследствии слепят ВЧК вообще вплоть до конца Гражданской тусовались леваки всех расцветок, от анархистов до эсэров-максималистов.


Знаменитый жест Лукича производил неизгладимое впечатление на простых людей.

Активно внедряется установка о крайнем неравенстве людей. Ильич заваливается на квартиру к каким-то нищим пролетариям — те освобождают ему свою перинку, но Ленин демонстративно отказывается, и ложится на пол, у батареи, подложив под голову книги. Все бы хорошо, да только пока дрыхнет «гений пролетарской революции», хозяевам спать вообще не приходится: они берегут сон «вождя», ведь час его отдыха стоит дороже, чем сами жизни оболваненного «товарища Василия» с беременной женой. В этом же эпизоде умилила и такая сцена: добрейший Ильич слушает письмо из деревни, где крестьяне вопрошают как быть с землей — отнимать ли ее силой, или подождать указа о ее законном отчуждении, и настоятельно советует, не дожидаясь декрета, захватывать землю с оружием, а помещиков убивать, желательно вместе с семьями. Да, «самый человечный человек» действительно лишен «абстрактного гуманизма».


Пасынок русской демократии.

Но революционерам силятся помешать контрреволюционеры. Агонизирующее Временное правительство наконец удостаивает своим посещением Керенский, явно находящийся в состоянии наркотического опьянения. С подачи какого-то лишенца, он приказывает отправить на квартиру к Ленину палачей. Но благодаря самоотверженным действиям пролетариата убийство «вождя» срывается. «Наши» переходят в контрнаступление, показывается совершенно шизофреническая сцена «взятия Зимнего», которой в реале, как известно не происходило - и «Rеволюция о кото'й так долго гово'или большевики — свеRRшилась!» - Ленин от счастья кидает зигу, и все вокруг до того счастливы, что происходит настоящая передозировка счастьем!


Зига-зага! Ой-ой-ой!

Фильм снят в 1937 году под полным контролем Сталина, и не случайно именно этот персонаж тут является фигурой №2 в партийной иерархии, что противоречит исторической правде: в действительности именно Лев Троцкий являлся заместителем Ленина до его возвращения в Питер, и именно Троцкий внес максимальный вклад в организацию восстания, а Сталин терся в безликой массовке рядовых большевицких «кнопкодавов».


Угадайте кто.

Но в указанном году показать Троцкого на большом экране было великим кощунством, агитпроп уже превратил его в некое деперсонифицированное зло, лишенное права не то, что на какие-либо заслуги перед революцией, но даже на визуальное воплощение. Зато славно оттоптались на «его клевретах», уже расстрелянных к тому моменту Зиновьеве и Каменеве. Именно им вменяется «попытка предательства», т. е. выступление в газете с предупреждением Временного правительства о том, что готовится большевицкий переворот — на что так обиделся киношный Ленин. Примечательно, что статью-то написал на самом деле один Каменев, и содержание ее было прямо противоположным заявленному в фильме: он как раз заявлял, что большевики выступают за демократию и насильно захватывать власть не будут, то есть, вообще-то усыплял бдительность «временщиков», но параноидальный Лукич взбесился, усмотрев в демарше «попытку разглашения секретной информации», с чем, однако, не согласились остальные члены ЦК... Забавно, что Каменева в фильме вообще нет, а статья приписана одному Зиновьеву, тоже голосовавшему против переворота, причем в финале картины «предатель» Зиновьев тоже сидит на трибуне — вскоре он встанет главой Петербурга и всей Северной России... Занавес. Можно переходить ко второй серии.



Она начинается с демонстрации карты бывшей России, захваченной большевиками, но тревожно съеживающейся под ударами «немцев», «англичан», «чехословаков» и «генерала Краснова», по мысли фильммейкеров, воцарившегося на всей Украине. Владимир Ильич работает днем и ночью, ведь благодаря проискам беляков и кулаков, в стране не хватает хлеба; в стране нет ничего — и даже удовлетворить ходатайство Горького о материальной помощи советским писателям и ученым в полной мере не получается. Дальше следует психологически важная сцена диалога между писателем и Лениным: угрюмый Горький мрачно блеет что-то о «чрезмерной жестокости большевиков», а захлебывающийся от хохота Ильич, призвав на помощь клеврета поднимают «Иегудиила Хламиду» на смех, не оставляя от его добротолюбия камня на камне.



Пятиминутка юмора прерывается, когда в кабинет к «вождю» входит беспризорная девочка. Узнав о том, что мать девочки умерла от голода, Ленин приходит в исступление и звонит Дзержинскому, приказывая ему расстреливать всех «спекулянтов хлебом» (т. е. людей, которые пытались организовывать снабжение продуктами и благодаря которым голод не приобрел «поволжских» размеров).


-Гастгеллять какъ бешеныхъ собакъ!
-СлухАюсь, товажыщ Льенин!



Еще хорош диалог с кулаком, который жалуется на то, что в деревне нищие идиоты стали властью и принялись подчистую отбирать у трудолюбивых мужиков зерно и скот. Ленин слушает его с нехорошим любопытством, вворачивая какие-то стебные догматические отговорки и добивается момента истины. Крестьянин требует, чтобы у них не отбирали еду, иначе они станут сопротивляться, «вождь» же запальчиво отвечает что-то типа «нет, мы у вас все равно все отберем и еще всех вас убьем». Как известно, так и сделали.


Недобитая контра на "малине".

Понятно, что такие благородные поступки Ильича, как и сама его светлая личность, не могут не вызвать озлобления у загнанных в подполье сил зла. Гады-золотопогонники, «арестократы», мироеды и прочая шелупонь (открыто заявляется, что им покровительствует Троцкий и свежерасстрелянные Бухарин и Пятаков) готовит сатанинский акт обезглавливания Республики Трудящихся: синхронное убиение Ленина в Москве, Урицкого в Петрограде и Сталина в Царицыне — после того, как большевицкому змею горынычу снесут эти три головы, он будет нежизнеспособен, и большевицкой власти настанет конец.


До Ильича еще не дошло...

Урицкого успешно кокнули, и наркоманка Фанни Каплан стреляет в Лукича (обязательно в спину!) «ядовитыми патронами», а дальше следует сцена, съемки которой были рискованнее, чем все трюки Джекки Чана вместе взятые — провод артистки Эфрон через доведенную до религиозного экстаза толпу статистов, в ходе которых ей реально раскололи челюсть и выдрали половину шевелюры.


-Прыказываю побэдить!

Но уцелел товарищ Сталин, командующий войсками на Царицынском фронте! И вся надежда только на него. Образ «вождя-2» во втором фильме наливается новыми красками: если «в октябре» это был бессловесный, даже немного робкий функционер, в основном, крутящийся за спиной Ленина, то «в 1918 году» Иосиф Виссарионович — совершенно самостоятельная и мощная фигура, запросто игнорирующая директивы своего начальника (предателя!) Троцкого и уже созревшая для того, чтобы принять бразды правления из рук болезного Ильича. Но для начала надо разогнать белогвардейскую сволочь. Стратегический гений товарища Сталина заключается в том, что он приказывает теснимым со всех сторон красноармейцам — наступать по всем направлениям: если они будут делать это «с Лэныным в сэрцэ», то успех неминуем. Откуда-то появляется бесчисленная красная конница (хотя более-менее крупные кавалерийские формирования были созданы лишь в 1919 году) и громит наголову казачков и деникинцев, почему-то сплошь безлошадных. Вот как надо бить врага, как бы говорит нам пленка, без всяких там «карт-шмарт», «разведок-шмазведок» и прочих военспецов: вдохновившиеся этими кадрами советские люди вскоре получили свое в 1939 году от финнов, а потом, на бис — в 1941-42 годах.


-А ну в постель, пшёл!
-Батенька, ну как вы не понимаете всю а'хиважность моего пьисутствия на 'абочем месте?


Тем временем чуть оправившийся и тут же вскочивший с постели Ленин пытается уже по телефону давать какие-то распоряжения и организовывать расстрелы, но тут входит суровый врач и «вождь мирового пролетариата», как маленький плутишка, смущается и семенит обратно к кровати. Ильич — большой ребенок, с умилением осознает зритель; куда большее удовольствие «вождь» получает, общаясь с 4-летней девочкой и примерно соответствующими ей по IQ пролетариями, нежели решая государственные дела. Под конец Ленин как бы благословляет Сталина на царствование, смиряясь с тем, что реальная власть ускользает из его рук, а Красная армия крушит врага на всех фронтах. Счастье, блаженство и любовь опять зашкаливают и даже хочется воззвать к небу: «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви.»


Интронизация.

Короче, зрелище довольно познавательное. В 30-40-е годы, в условиях тотальной идеологической монополии большевиков, они могли позволить себе снимать этакое вот кино: лишенное всякой рефлексии, доказательности и диалектики. Интеллектуальное пространство сузилось до уровня средневековой теологии а-ля «сколько ангелов может уместиться на кончике иглы», «какой формы были рога у Моисея» и прочее «верую, ибо абсурдно». Средневековая идеология сопровождалась средневековой политической практикой: массовые бессудные убийства на экране показываются единственно верным решением любых проблем, а такие понятия как «милосердие», «снисхождение», «гуманизм» оказались напрочь вытравлены из общественного лексикона. Нет ничего удивительного, что революция обеспечила падение России в бездонную пропасть; гораздо удивительнее, что отбив все внутренности и лишившись половины конечностей, страна из этой пропасти все же частично выбралась. Иначе я вряд ли сейчас смог бы написать этот текст.

Tags: ,

21 comments or Leave a comment
Comments
stagla From: stagla Date: August 13th, 2017 04:45 pm (UTC) (Link)
То что в 39 и 41-42 огребали - лишний раз подтверждает магическую силу Ленина. Был бы жив - не огребали бы
richteur From: richteur Date: August 13th, 2017 06:55 pm (UTC) (Link)
ТВОЯ ПРАВДА ПРОЛЕТАРИЙ
stagla From: stagla Date: August 14th, 2017 05:48 am (UTC) (Link)
Помню те времена, когда за насмешку над Лениным могли и в морду дать. Брежнев там и прочие - пожалуйста, но Ленина не моги трогать. Святое.

richteur From: richteur Date: August 14th, 2017 06:43 am (UTC) (Link)
Про «в морду дать» не знаю, пожалуй, это могло играть только для людей, уверенных в своей безнаказанности, но, конечно, в народных массах бытовало, в общем-то, позитивное отношение к Ленину. Хотя это не мешало ржать над самыми дикими анекдотами о нем, стачивать лик Ильича с октябрятских значков, чтобы получилась «звезда шерифа», и в целом, забыть этого персонажа раз и навсегда, когда это стало необязательным.
stagla From: stagla Date: August 14th, 2017 02:30 pm (UTC) (Link)
не
в мое время еще до такого не дошли
richteur From: richteur Date: August 15th, 2017 01:23 pm (UTC) (Link)
Ты же, вроде, 70-х годов рождения, то есть взрослел уже в перестроечную эпоху, когда на Ленина начали рисовать карикатуры даже в центральной прессе - или я путаю?

Мой отец, родившийся при Сталине, рассказывал, что уже в начале 70-х, в его среде (верхи рабочего класса) Ильич никаким авторитетом не был - над ним специально не глумились, но если вылезал какой-нибудь восторженный комсомолец, воспевающий "вождя пролетариата", то отрывались по полной. Песенка "И Ленин такой молодой, и юный октябрь впереди", вышедшая в 1974 году воспринималась всеми как неуместный анахронизм, как запоздалый шестидесятнический реликт. Ну и т.д.
stagla From: stagla Date: August 15th, 2017 05:03 pm (UTC) (Link)
да. 71
но может я о детском периоде говорю. когда искренне уважали дедушку ленина.
а взрослые мош и поциничнее были.
richteur From: richteur Date: August 15th, 2017 07:26 pm (UTC) (Link)
Ну, у нас было так:
https://youtu.be/Vi98bQTQOUQ?t=38m15s
mr_garett From: mr_garett Date: August 16th, 2017 08:25 am (UTC) (Link)
Вот какой настоящий Ленин
https://cs6.pikabu.ru/images/big_size_comm/2015-01_4/14216656666688.jpg
dfs_76 From: dfs_76 Date: August 14th, 2017 10:51 am (UTC) (Link)
массовые бессудные убийства на экране показываются единственно верным решением любых проблем, а такие понятия как «милосердие», «снисхождение», «гуманизм» оказались напрочь вытравлены из общественного лексикона
=========

Фильм ("Ленин в 18 году") смотрел давненько, но вообще-то отчетливо помню там противоположные мотивы. В одной сцене Дзержинский приказывает посадить под арест некоего чекиста, приславшего ему материал на какого-то "контрика" с мотивацией "Я вражину печонкой чувствую!". В другой Ленин с Горьким спорят о ходатайстве некоего профессора за арестованных - Ленин язвит, что "профессор видимо вообще добренький, до революции заступался за нас, сейчас за наших врагов", а Горький чуть ли не слезами на глазах убеждающий Ильича, что он несправедлив. И т.д.
richteur From: richteur Date: August 14th, 2017 12:49 pm (UTC) (Link)
Это вопрос трактовки.
В сущности, если вдуматься, сцена жуткая: главпалач распекает подчиненного за то, что тот подбирает жертв интуитивно, несистемно, т.е. работает "на отвяжись". В общем-то действительно самородки из ЧК, несмотря на первобытный садизм и килограммы поглощаемой наркоты, по масштабам уничтожения людей оказались жалкими кустарями в сравнении с профессиональным НКВД, работавшим как раз по системе и как бы "по закону".

Горький, кстати, в финале признает, что был неправ и никакого милосердия "бывшие люди" не заслуживают.
zheniavasilievv From: zheniavasilievv Date: August 15th, 2017 09:37 am (UTC) (Link)
При Брежневе всего Сталина из Ленина 1918 году вырезали. Так я его и запомнил. Никакого Сталина не было!
richteur From: richteur Date: August 15th, 2017 01:14 pm (UTC) (Link)
При Хруще, вроде... Вырезали - и хорошо, поскольку он там не пришей кобыле хвост.
zheniavasilievv From: zheniavasilievv Date: August 15th, 2017 01:18 pm (UTC) (Link)
Да при Никите, я видел эти 2 фильма бесчисленное количество раз. Интересно посмотреть со Сталиным.
richteur From: richteur Date: August 15th, 2017 01:24 pm (UTC) (Link)
На трекере я брал как раз полную, двухчасовую версию 1939 года. Глаза об нее, правда, чуть не сломал.
dfs_76 From: dfs_76 Date: August 18th, 2017 07:45 am (UTC) (Link)
Там не только Сталина вырезали, там вообще сюжетную линию основательно подредактировали - в оригинальной версии 1938 Бухарин с Рудзутаком Ленина убить собираются и самим всем володети.
Получив за этот фильм орден Ленина, Ромм, как говорят, бегал по знакомым, показывал его и спрашивал: "Как думаешь, теперь не посадят?".
mr_garett From: mr_garett Date: August 16th, 2017 08:26 am (UTC) (Link)
Видел в детстве один раз. Ничего не помню, кроме того что болел за Ленина. Сталина в фильме не было. Пересматривать второй раз вряд ли буду, лучше уж Red Alert 2 пройду.
richteur From: richteur Date: August 16th, 2017 09:58 am (UTC) (Link)
Red Alert 1! Вот где хардкор!
mr_garett From: mr_garett Date: August 16th, 2017 10:38 am (UTC) (Link)
Там Ленина не было, только Кейн.
Alex Krylov From: Alex Krylov Date: August 17th, 2017 10:17 am (UTC) (Link)
Меня поражает дихотомия между этой Ленинеаной и "Девять дней одного года". Хотя второй фильм я называю "Как закалялась ионизованная плазма". Я не могу понять того внутреннего механизма, который позволял Ромму в здравом уме и при полной памяти снимать такие фильмы.

Edited at 2017-08-17 10:21 am (UTC)
richteur From: richteur Date: August 17th, 2017 01:16 pm (UTC) (Link)
"Обыкновенный фашизм" еще хорош. Обнажение приема от мастера фашистских агиток + "антифашизм на сдачу".
21 comments or Leave a comment